![]() |
Нобелевская премия по литературе
1985 |
Клод
Симон
(1913-2005)
За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Французский прозаик Клод Эжен Анри Симон родился 10 октября 1913 г. в Антананариву (столице Мадагаскара) в семье солдата колониальных войск, который погиб в 1914 г., в начале Первой мировой войны. Детство К. Симон провел в городке Перпиньян, на границе с Испанией, учился в Коллеж Станислас в Париже и после обучения штудировал живопись, много путешествовал по свету. Он учился также в Оксфорде и Кембридже.
Кавалерист драгунского полка, К. Симон во время гражданской войны в Испании поехал туда добровольцем воевать на стороне республиканцев, но со временем разочаровался и вернулся в свою кавалерийскую часть во Францию, сделал стремительную карьеру. В мае 1940 года К. Симон принимал участие в битве при Масси (кавалерия против немецких танков!), чудом остался жив, но попал в плен, прошел через несколько концлагерей, наконец убежал и принимал участие в движении Сопротивления.
После войны К. Симон занимался виноградарством на западе Франции, под Пиренеями (село Сальс), иногда приезжал в свою квартиру в Латиноамериканском квартале Парижа. Его литературное творчество началось еще до войны, а роман "Шулер" он закончил, когда принимал участие в движении Сопротивления. Произведение вышло в 1945 г., оценки его были неоднозначны, вплоть до абсолютно негативных рецензий. Со временем К. Симон написал автобиографический роман "Натянутая нить" (1947), потом, под влиянием Фолкнера и Достоевского, создал романы "Гулливер" (1952), "Весеннее посвящение в сан" (1954), "Ветер" (1957). Но это влияние было лишь кажущимся — К. Симон искал свой стиль, свой присущий только ему образ самовыражения. Одной из главных проблем тогда (да и позже) была проблема связи персонажей с текучим временем. Она была для него доминирующей, когда Симон работал над циклом произведений, которые начали классифицировать как "антироман".
Но вне своей литературной и фермерской деятельности, К. Симон не оставался в стороне от всего того, что происходило в мире. В 1960 г. он подписал "Декларацию 121" — письмо людей исскуства, которые поддерживали движение за независимость Алжира. Тогда же вышел роман "Дорога Фландрии", который принес ему мировую славу и был стимулом для выдвижения на Нобелевскую премию. Эпиграфом для произведения стали слова Леонардо да Винчи: "Я думал, что я учусь жить, а я учился умирать". Действительно, это роман о войне, где доминируют сцены жестокости. Но главный герой, кавалерист французской бригады Жорж — это определенной мерой сборный образ француза, который вброшен в мировую бойню, стал архетипом, а не личностью человека на войне.
И здесь следует обратить внимание на тогдашнюю литературную ситуацию во Франции. Г. Бютор, А. Роб-Грійє, Н. Саррот, К. Симон принадлежали к направлению, которое называли "новый роман" или "антироман". "Бальзак и Толстой — это музей", — патетически заявляла Натали Саррот. В самом деле, "они шли против течения", разрушая повествовательную структуру, монологи, диалоги; прорывы подсознания, внутреннего голоса, описания окружающего и социальных событий шли одним потоком — то была действительно литература "потока сознания", где тяжело было "войти" в текст, понять, кто из персонажей ведет "языковую партию", даже понять, когда происходит действие произведения. К. Симона говорил: "Рассказчик знает о реальности только фрагменты, только крошки, которые он может постичь с помощью органов, чувств, осознавая безграничность своего незнания и ограниченность своих возможностей".
Но К. Симон был прозаиком, который, вне всех стараний зашифровать события, все же не мог это сделать до конца. При внимательном вчитывании, а потом панорамном рассмотрении произведения, мы поймем, что это есть война, как она ломает человеческие судьбы, как смерть предка 150 лет назад была будто предтечей смерти потомка, и что обе смерти — суть абсурдности насилия и самой жизни; все это — путь к бездне, которую для мира готовит насилие. Субъективный ритм романа ломает все нормы, даже нормы языка, синтаксиса, разделительные знаки как-то удивленно рассыпаются по тексту или вообще выбрасываются автором, предложение деформируется, дробится... Поток сознания на переднем плане, он свободно и широко разливается в пространстве романа, впитывая в себя все: и то, что внутри сознания, и то, что вне его".
Без сомнения, К. Симон был наиболее "понятным" среди творцов "антиромана". И хоть его следующее произведение "Битва при Фарсале" (1969), а перед ним роман "История" (1967) некоторые критики оценили как "битву фраз", вершиной "филологического произведения" можно назвать "Урок вещей" (1975), о котором сам К. Симон писал, что на протяжении 150 страниц он "выяснял" слово "падение" и подчеркнул: "Темой и содержанием романа может быть одно слово". Это была игра, но не "игра в бисер", потому что К. Симон обещал ни о чем не говорить, но сказал очень много.
К "новому роману" Симон пришел еще в 1957 году, до этого времени писал традиционную прозу. Относительно уже названного романа "История", то сам К. Симон сравнил свою технику со старой, оборванной в нескольких местах кинолентой, смотря которую, непонятно, каким образом так случилось, что, скажем, бандит, который кого-то убивает, потом показан сам убитый. К. Симон видит саму суть в порванности сказа. Фрагментарность — его философская позиция, она будто дублирует фрагментарность самого сознания, которое напрасно старается быть целостным. "Новый роман" искал письмо, соответствующее "туману мироздания". Интересно, что при глубинном анализе, столкновенье сцен, даже отдаленных одна от одной десятилетиями, освещает каждый из эпизодов с неожиданной стороны, выясняет их другую суть, которой они не могли бы иметь при линейному сказе с устойчивыми причинно-следственными связями. Логика романа "История" — в сознании рассказчика, который, перебирая в памяти различные события, старается найти в них главную связь, чтобы осмыслить свою жизнь. Рассказчику это не удалось...
Эротический роман "Триптих" (1973) нарушил вечную проблему любви и смерти. В творчестве К. Симона он стоит как-то отдельно. В романе "Георгики" (1981) автор будто порвал с предыдущим стилем письма, оно становится понятным, пронизанным автобиографическими мотивами. Еще более "традиционным" есть "Акация" (1989), роман, в основе которого — семейная хроника французской семьи. Здесь также силен элемент автобиографизма.
За последние сорок лет своей жизни К. Симон лишь несколько раз выезжал за границу. Автор сорока пяти романов одну из своих немногочисленных поездок осуществил в Швецию, где в 1985 г. ему была вручена Нобелевская премия "за соединение в творчестве таланта поэта и художника с глубоким ощущением времени".
Умер К. Симон 6 июля 2005 г. в Париже.