![]() |
Нобелевская премия по литературе
1984 |
Ярослав
Сейферт
(1901-1986)
За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Чешский поэт Ярослав Сейферт родился 23 сентября 1901 г. в предместье Праги Жижкове, в семье управляющего магазина, и в детские годы разносил товар по городу. Его юность — время активного самообразования и работы над собой, когда сама атмосфера Праги сформировала мировоззрение Сейферта и его художественные вкусы. И хоть поэт почти совсем не учился (даже школы не закончил), он уже в 20 лет с блеском переводил с французского и российского, редактировал периодические издания, много писал сам. Как профессиональный журналист он сотрудничал с газетой коммунистов "Рыжее право", а также с издательством компартии.
В 1920 г. вышла первая книга стихов Сейферта "Город в слезах". Она была написана под излиянием противоречивого времени после Первой мировой войны и здесь чрезвычайно ощутимый мотив бегства: если "мир распался", беспорядок и хаос, то лучше всего убежать в любовь. Это тема вечная в такой ситуации. И хотя к власти в 1920 г. пришел Масарик, один из наиболее демократичных лидеров Европы, авангардисты основанной Я. Сейфертом литературного группировки "Группа девяти" начали склоняться к "левой фразе" и революционному пафосу. Вообще книги Сейферта того времени: "Сама любовь" (1923). "Медовый месяц" (1925), "Соловей поет плохо" (1926) — были нечто противоречивы как тематически, так и сугубо стилистически. Отзывы из СССР относительно "успехов сталинизма" разочаровали Сейферта в коммунистических идеалах, он вышел из компартии. Особенно ему, как поэту, был ненавистен "монстр цензуры". Он вступил в социал-демократическую партию, стал редактором театрального журнала "Новая сцена" (1930). И а то время Я. Сейферт, отвергнув идеологическую заангажированность, стал просто поэтом, чье творчество питали как национальные исторические источники, так и собственное детство, любовь, анализ человеческих отношений, бытия человечества во всей сложности и во всех разногласиях. Но смерть президента Масарика (1937) и политика Бенеша с профашистским правительством, когда Чехословакия была оккупирована Германией, стали потрясением для Сейферта. В книге " В светлой одежде" (1940) он погрузился в глубокую историю, та же тема продолжала доминировать в сборнике "Каменный мост" (1944). Мост на Влтаве, который объединяет два берега, не разъединяя их, — так должно быть и в жизни народа, не разъединенного ни хронологически, ни территориально... Гимном Пражскому восстанию 1945 г. стала книга "Шлем из глины". А его "Мертвые в Лидицах" часто сравнивают с "Герникой П. Пикассо или же с седьмой симфонией Д. Шостаковича.
В послевоенные годы, когда Чехословакия была сателлитом СССР, Я. Сейферт стал "аполитическим" поэтом. Главная его тематика к тому времени определилась довольно четко — о всем, что находится вне политики. Чувствительный ко всему прекрасному, он в "Песне о Викторке" (1950) даже старался создать идеал женской красоты. Интеллектуальные интересы Сейферта, его глубинное знание истории родного края, особенно же столицы, четко проявились в сборниках "Моцарт в Праге" (1951) и "Прага" (1958). И все же остаться в стороне от событий того времени он часто не мог, о чем свидетельствует сборник стихов "Шел бедный художник по миру" (1949).
Смерть Сталина, развенчание "культа личности" (1956) привели к тому, что на съезде писателей Чехословакии Сейферт выступил за свободу творчества. Во время Пражской весны была отменена цензура, и "социализм с человеческим лицом" просуществовал полгода. Неоднозначно отнеслись к поступку Сейферта, когда он после оккупации войск СССР 21 августа 1968 г. согласился стать президентом Союза писателей. И все же правы те, кто утверждал, что он хотел спасти как литературу, так и многих писателей. Но уже через год, как и в 1930-х годах, резко выступил против цензуры и был уволен из этой должности. В дальнейшем он печатался лишь за границей и в "самиздате", а в 1977 г. поставил своя подпись, как и 500 других писателей, под Хартией прав человека и в поддержку Хельсинских соглашений. В те годы Я. Сейферт много болел и в его поэзии ощущаются "итоговые мотивы" — человек с огромным духовным опытом создает просветленные, всепонимающие вещи, его взгляд не "над" событиями или ситуациями, а вырастает из них. К тому времени его книги издавались во многих странах мира (до 1984 г. на английском вышло три), и решение Нобелевского комитета ни для кого не было сенсацией.
Нобелевская премия была присуждена Я. Сейферту "за поэзию, которая обозначена свежестью, чувством и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека". Больной Я. Сейферт на церемонии вручения премии не присутствувал, диплом и медаль лаурерата получила его дочь. На этих торжественностях было сказано, что лауреат безупречно владеет поэтической формой и много что роднит его с европейским модернизмом, поэзией авангарда. Замалчивать вручение премии в Чехословакии не могли, ведь его лекцию перепечатали во многих странах мира. Я. Сейферт на родине при жизни не имел заслуженной славы как первый чех — поэт, лауреат Нобелевской премии.
Умер Я. Сейферт 10 января 1986 г. в предместье Праги, где прожил почти всю свою жизнь.