![]() |
Нобелевская премия по литературе
1977 |
Висенте
Алейксандре
(1898-1984)
За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Испанский поэт Висенте Алейксандре-и-Мерло (Vicente Pablo Marcelino Cirilo Aleixandre y Merlo) родился 26 апреля 1898 г. в Севильи
в семье инженера-строителя, но вырос в Малаге, пейзажи и жители которой были определяющими
на протяжении всего его творческого пути. Недаром В. Алейксандре называл Малагу
"городом-раем". Закончив "Колехио Терезиано" (уровень колледжа),
где он усиленно занимался историей литературы, Алейксандре учился в Мадридском
университете, где штудировал право и одновременно историю испанской литературы.
Дамасо Алонсо, позже президент Академии наук Испании, познакомил его со стихами
Рубена Дарио, что и подтолкнуло Алейксандре к поэтическому творчеству. Закончив
университет по специальности юриста и экономиста, он сначала преподавал, а потом
работал в управлении железных дорог, писал стихи, но никому их не показывал. После
окончания государственной службы в 1925 г. больной Алейксандре (болезнь сделала
его полуинвалидом на всю жизнь) полностью посвятил себя творчеству, а в 1928 г.
выпустил книжку стихов "Округа". За год перед этим он переехал в предместья
Мадрида, где и прожил всю жизнь. В 1927 г. сформировалась группа поэтов, которые
объединились на трехсотлетнюю годовщину со дня смерти большого испанского поэта
Луиса де Гонгори-и-Арготе. Доминирующим направлением их творчества был сюрреализм,
а состав этого своеобразного "братства поэтов", которое называлось "поколением
27 года", представляли выдающиеся мастера. Это были Р. Альберте, X. Диего,
П. Салинас, Ф. Г. Лорка, М. Эрнандес. И первая книга, как заметил в интервью автор,
"созданная в атмосфере так называемой чистой поэзии", — созерцательности
парнасского плана и пантеистического мироощущения. Но, подчеркивал В. Алейксандре,
в следующей книге "Страсть земли" (1935) он "отправился на поиски
поэзии, которая, будто удар ножом, врезалась в окровавленную человеческую суть".
В этих произведениях доминирует иррациональное и подсознательное. Книга написана
намного раньше, перед ней вышли еще две — "Шпаги точно губы" (1932)
и "Разрушение или любовь" (1933, Национальная премия, 1933), где сильным
был эротический элемент.
Прикованный болезнью к кровати, В. Алейксандре несколько лет войны был под запретом
печати, глубоко переживал все, что делалось в его стране. Потрясением для него
стали убийства Ф. Г. Лорки и М. Эрнандеса.
Антифранкистской можно назвать книжку "Тень рая" (1944). И все же в 1949 г. В.Алейксандре был избран в Испанскую Королевскую академию. Сборники поэзий "Мир единый" (1950), "Последнее рождение" (1953) и "История сердца" (1954) знаменовали
собой поворот в творчестве поэта от пессимизма, "созерцания Мироздания" к сущностным
проблемам самого Человека, его связей с окружающим сообществом. И сам поэт считал
"Историю сердца" своей главнейшей книгой, где он ближе всего подошел к раскрытию
людской сущности.
"Тема в большинстве моих сборников была — пусть не кажется вам это высокопарным
— Творение, вся природа, а человек был связан с Творением неотделимо, как элемент
этого Космоса, который из него не выделяется". Позже человек стал непосредственным
протагонистом произведений, а природа — фоном, на котором разыгрывается история
ее жизни, от начала и до конца... Поэзия начинается и заканчивается человеком,
хотя от космоса и до космоса приходится осветить всю Вселенную. Вообще, по утверждению
Алейксандре, человека нужно рассматривать в космическом масштабе: он грандиозен,
будто планета, на которую ступил. "Найдя точку, — писал Алейксандре, — из
которой человек и мир кажутся равновеликими, и положив одно на другое, ощущать,
что сквозь живую материю пульсирует безжизненное, и наоборот — все это проходит
сквозь человека!" Так и совершается "единая материя" — философская
поэзия, пронизанная духом и светом, в ней — мечта о свободной, гармонический человека,
бессмертный в человечестве и природе. Как видим, принципиальные постулаты были
в Алейксандре просто максималистические, но своим творчеством он подтвердил их.
Уже известный за пределами Испании, В. Алейксандре с каждой новой книжкой — "Во
власти суеты" (1962), "Стихе о конце" (1968), "Диалоги о познании"
(1974) — приобретал все большего признания в мире. Особенно проникновенными и
душевными были стихи о старости — доминирующая тема последних сборников. "О
старости я писал из жизненной потребности выразить то, что ощущал, стоя на краю
конечной бездны, за которой — уничтожение... Моя песня вышла трагической. Старость
— вечный антипод молодости, однако я, в противоположность моему возрасту, воспел
молодость как единственную в мире реальность", — говорил В. Алейксандре в
одном из интервью. Значительной огласки в мире приобрела написанная с глубокой
задушевностью книга мемуаров "Встречи", где Алейксандре представил портреты
лучших мастеров своего поколения.
Нобелевскую премию 1977 г. В. Алейксандре присудили "за выдающееся поэтическое
творчество, которое отображает место человека в космосе, в современном обществе
и вместе с тем является свидетельством возрождения традиций испанской поэзии в
период между мировыми войнами". Больной В. Алейксандре не был на церемонии
награждения. Медаль и диплом премии для передачи поэту получил его переводчик
на шведский язык. Сам поэт очень сетовал, что не выступил с лекцией и не сказал
доброго слова о своих друзьях, об "поколении 27 года". И в его жизни
произошло событие, которое удостоверило отношение к поэту на родине, — к больному
писателю домой приехал король Испании Хуан Карлос и наградил его Большим крестом.
"Вечный холостяк", В. Алейксандре умер 14 декабря 1984 г. в Мадриде.