Висенте Алейксандре | Нобелевская премия по литературе  1977 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1977

Висенте Алейксандре
(1898-1984)
За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами
Биография Библиография Фотогалерея




Испанский поэт Висенте Алейксандре-и-Мерло (Vicente Pablo Marcelino Cirilo Aleixandre y Merlo) родился 26 апреля 1898 г. в Севильи в семье инженера-строителя, но вырос в Малаге, пейзажи и жители которой были определяющими на протяжении всего его творческого пути. Недаром В. Алейксандре называл Малагу "городом-раем". Закончив "Колехио Терезиано" (уровень колледжа), где он усиленно занимался историей литературы, Алейксандре учился в Мадридском университете, где штудировал право и одновременно историю испанской литературы. Дамасо Алонсо, позже президент Академии наук Испании, познакомил его со стихами Рубена Дарио, что и подтолкнуло Алейксандре к поэтическому творчеству. Закончив университет по специальности юриста и экономиста, он сначала преподавал, а потом работал в управлении железных дорог, писал стихи, но никому их не показывал. После окончания государственной службы в 1925 г. больной Алейксандре (болезнь сделала его полуинвалидом на всю жизнь) полностью посвятил себя творчеству, а в 1928 г. выпустил книжку стихов "Округа". За год перед этим он переехал в предместья Мадрида, где и прожил всю жизнь. В 1927 г. сформировалась группа поэтов, которые объединились на трехсотлетнюю годовщину со дня смерти большого испанского поэта Луиса де Гонгори-и-Арготе. Доминирующим направлением их творчества был сюрреализм, а состав этого своеобразного "братства поэтов", которое называлось "поколением 27 года", представляли выдающиеся мастера. Это были Р. Альберте, X. Диего, П. Салинас, Ф. Г. Лорка, М. Эрнандес. И первая книга, как заметил в интервью автор, "созданная в атмосфере так называемой чистой поэзии", — созерцательности парнасского плана и пантеистического мироощущения. Но, подчеркивал В. Алейксандре, в следующей книге "Страсть земли" (1935) он "отправился на поиски поэзии, которая, будто удар ножом, врезалась в окровавленную человеческую суть". В этих произведениях доминирует иррациональное и подсознательное. Книга написана намного раньше, перед ней вышли еще две — "Шпаги точно губы" (1932) и "Разрушение или любовь" (1933, Национальная премия, 1933), где сильным был эротический элемент.

Прикованный болезнью к кровати, В. Алейксандре несколько лет войны был под запретом печати, глубоко переживал все, что делалось в его стране. Потрясением для него стали убийства Ф. Г. Лорки и М. Эрнандеса.

Антифранкистской можно назвать книжку "Тень рая" (1944). И все же в 1949 г. В.Алейксандре был избран в Испанскую Королевскую академию. Сборники поэзий "Мир единый" (1950), "Последнее рождение" (1953) и "История сердца" (1954) знаменовали собой поворот в творчестве поэта от пессимизма, "созерцания Мироздания" к сущностным проблемам самого Человека, его связей с окружающим сообществом. И сам поэт считал "Историю сердца" своей главнейшей книгой, где он ближе всего подошел к раскрытию людской сущности.
"Тема в большинстве моих сборников была — пусть не кажется вам это высокопарным — Творение, вся природа, а человек был связан с Творением неотделимо, как элемент этого Космоса, который из него не выделяется". Позже человек стал непосредственным протагонистом произведений, а природа — фоном, на котором разыгрывается история ее жизни, от начала и до конца... Поэзия начинается и заканчивается человеком, хотя от космоса и до космоса приходится осветить всю Вселенную. Вообще, по утверждению Алейксандре, человека нужно рассматривать в космическом масштабе: он грандиозен, будто планета, на которую ступил. "Найдя точку, — писал Алейксандре, — из которой человек и мир кажутся равновеликими, и положив одно на другое, ощущать, что сквозь живую материю пульсирует безжизненное, и наоборот — все это проходит сквозь человека!" Так и совершается "единая материя" — философская поэзия, пронизанная духом и светом, в ней — мечта о свободной, гармонический человека, бессмертный в человечестве и природе. Как видим, принципиальные постулаты были в Алейксандре просто максималистические, но своим творчеством он подтвердил их.

Уже известный за пределами Испании, В. Алейксандре с каждой новой книжкой — "Во власти суеты" (1962), "Стихе о конце" (1968), "Диалоги о познании" (1974) — приобретал все большего признания в мире. Особенно проникновенными и душевными были стихи о старости — доминирующая тема последних сборников. "О старости я писал из жизненной потребности выразить то, что ощущал, стоя на краю конечной бездны, за которой — уничтожение... Моя песня вышла трагической. Старость — вечный антипод молодости, однако я, в противоположность моему возрасту, воспел молодость как единственную в мире реальность", — говорил В. Алейксандре в одном из интервью. Значительной огласки в мире приобрела написанная с глубокой задушевностью книга мемуаров "Встречи", где Алейксандре представил портреты лучших мастеров своего поколения.

Нобелевскую премию 1977 г. В. Алейксандре присудили "за выдающееся поэтическое творчество, которое отображает место человека в космосе, в современном обществе и вместе с тем является свидетельством возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами". Больной В. Алейксандре не был на церемонии награждения. Медаль и диплом премии для передачи поэту получил его переводчик на шведский язык. Сам поэт очень сетовал, что не выступил с лекцией и не сказал доброго слова о своих друзьях, об "поколении 27 года". И в его жизни произошло событие, которое удостоверило отношение к поэту на родине, — к больному писателю домой приехал король Испании Хуан Карлос и наградил его Большим крестом.

"Вечный холостяк", В. Алейксандре умер 14 декабря 1984 г. в Мадриде.