![]() |
Нобелевская премия по литературе
1973 |
Патрик
Уайт
(1912-1990)
За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Австралийский прозаик Патрик Виктор Мартиндейл Уайт родился 28 мая 1912 г. в Лондоне,
где путешествовали родители — зажиточные арендаторы из Нового Южного Уэльса. В
школу П. Уайт пошел в Сиднее, и в тринадцать лет родители направили его в Англию,
где он закончил привилегированную школу-интернат. Уговорив родителей, он два года
работал разнорабочим и ковбоем, потом вступил в Кембриджский университет, где
изучал европейские литературы и сам начал писать художественные произведения.
В 1935 г. вышла первая книжка П. Уайта — сборник стихов "Пахарь и другие
поэмы". Лишь четвертый его роман вышел в свет в Англии — "Счастливая
долина" (1938), через год он был переиздан в США. П. Уайт писал также стихи,
статьи о театре, новеллы. Второй его роман — "Живые и мертвые" (1941)
— вертикальный срез английского общества 1910-1930 гг., сделанный рукой уже зрелого
мастера.
Во время Второй мировой войны Уайт служил в разведывательном подразделении британских
военно-воздушных сил в Африке, Греции и на Ближнем Востоке. Влюбленность в Элладу
осталась на всю жизнь, он даже хотел там поселиться. И в 1948 г. после выхода
романа "Тетушкина история", писатель вернулся в Австралию, купил ферму
и работал на ней. Роман был благосклонно встречен в Европе и США, но прошел незамеченным
на родине Уайта. Кстати, так было и в дальнейшем.
Пять лет П. Уайт писал роман "Древо человеческое", который вышел в 1955
г. и принес автору мировую славу. После этой публикации автора называли "большим
романистом". "Большая Австралийская пустыня", которая бросила вызов
Уайту-Фермеру, стала местом действия этого романа. В эссе "Блудный сын"
Уайт писал: "В этой книге я старался показать всю многогранность жизни, взяв
за основу существование двух обычных людей — мужчины и женщины. Вместе с тем под
покровом обычного раскрыть необыкновенное, поэзию и тайну, которые делают приемлемым
жизнь моих персонажей". После смерти отца молодой Стэп Паркер очищает землю
от леса, ставит дом, приводит жену Эми, обживает ферму. Все это — его "труды
и дни" от приезда до смерти, судьба детей, возникновение вокруг его земель
поселка, который называется Дьюримей ("Плодородний"). Именно работа
подчинила и освоила пространства дикого континента и она опоэтизирована в романе
П. Уайта. На своей земле, к которой сам приложил руки, только и можно основать
род — вот главный тезис П. Уайта, ведь это роман о становлении австралийского
рода. В романе есть элемент полемики с австралийским мифом. Уайта называют жесточайшим
и бескомпромиссным в изображении ужасов художником, которого Австралия дала миру,
он же наделенный временами гипертрофированным до болезненной чувствительности
даром видеть и фиксировать в слове различные формы прекрасного в природе, материальном
мире и духовных порывах человека".
Роман "Фосс" (1957) — рассказ о нескольких путешественниках, которые пробиваются
сквозь чащи к центру Австралии, их руководитель Фосс бросил вызов расстояниям,
природе, себе, Богу для того, чтобы доказать, будто человек может все. Следующий
роман "Едущие в колеснице" (1961) изобразил "дно" придуманного предместья Сиднея
Сарсапариллы. Эту тематику разрабатывает П. Уайт и в книге избранных новелл "Обожженные"
(1964). В это же время вышли его "Четыре пьесы", действия двух из них происходят
в Сарсапарилле. Судьбы двух братьев-близнецов — в основе романа "Амулет" (1966),
написанного под значительным влиянием философии Юнга. Это кое-что гротескное произведение,
жестоко вплоть до натуралистических сцен, и недаром писателя упрекали, что он
эстетизирует безобразное в жизни. "Вивисектор" (1970) — также пронизанный грубым
физиологизмом роман, но в нем, в отличии от большинства произведений Уайта, герой
— художник еще при жизни добивается успеха. Ему помогает мистическая сила, которая
находится вне человеческого понимания.
Еще в 1958 году, в связи с выходом в мир романа "Фосс", П. Уайт писал:
"Я решил доказать, что австралийский роман — совсем не обязательно печальный,
в пасмурных тонах, дитя журналистского реализма". И произведения Уайта, которые
выходили позже, дали основание исследователям назвать автора социальным критиком.
Но в романе "Вивисектор" писатель обратился к вечной теме художника
и общества, поднял проблемы неразрывности творческих поисков и сложность духовной
исключительности художника.
Проследив судьбу Херта Даффилда от рождения до смерти, Уайт не вышел на удобную
тему "воспитания чувств". Уже само имя "Хертель" — тот, который
на что-то наталкивается (с ломанного немецкого) — красноречиво намекает читателям
о судьбе героя. П. Уайт фрейдистски изобразил творческий процесс — сексуальные
переживания становятся в романе важным творческим импульсом, к тому же, творческий
акт приравнивается к половому, выступает как его продолжение и даже природа у
художника сексуальная. Но страсть Даффилда бездушная — все, кто с ним сходятся,
гибнут. П. Уайт называет своего героя "вивисектором" — художник своим
внутренним зрением будто препарирует живых людей. Его художественный задел свободный
от нравственности, ведь сам художник поэтизирует руину и эротику, которая не имеет
жизнеутверждающей силы. Все низкое и жестокое в человеке поднято наверх, но Уайт
совсем обходит общественные проблемы. Другая проблема произведения — искусство
и "гурьба". Правы те критики, которые называли "Вивисектор"
романом Эмиля Золя "Творчество", но написанного во второй половине XX
ст. Различие лишь в том, что на выставке картин в произведении Э. Золя гурьба
тюкала и хохотала, а в Уайта — выступил премьер-министр, было телевидение, все
были "поражены", хотя никто ничего не понимал, но нужно было "быть
соответствующим событию", ведь художник известный во всем мире, следовательно,
в его картинах "что-то есть"...
В "чистом" виде социальная проблематика прорвалась в романе П. Уайта "Око бури"
(1973). В основе произведения — бальзаковская тема всевластия денег и акцентирование
на тезисе, что все люди — хищники. Итак, мы одинокие и имеем надеяться лишь самые
на себя.
В 1973 г. П. Уайту была присуждена Нобелевская премия за "эпическое и психологическое
мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк". Автор,
который жил вдали от людей, в Швецию для получения премии не ездил.
В 1974 г. вышел сборник рассказов "Попугайчики", через два года - роман
"Бахрома из листьев" - об истории женщины, которая попала в морскую
катастрофу. Последними романами П. Уайта были "Дело Твайборна" (1979)
и " О многом в одном" (1986).
Умер Патрик Уайт 31 сентября 1990 г.