![]() |
Нобелевская премия по физике
2003 |
Алексей
Абрикосов
(1928-2017)
За создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3 |
Биография | Фотогалерея |
Алексей Абрикосов родился 25 июня 1928 года в Москве, в семье Фанни Давыдовны Вульф и Алексея Ивановича Абрикосова – профессора патологоанатомии, руководившего бальзамированием тела Ленина. Но будущий Нобелевский лауреат, который в советское время возглавлял Институт физики высоких давлений, в начале перестройки уехал в США и с тех пор ни разу в Россию не приезжал. Сегодня Алексей Абрикосов работает в Аргоннской национальной лаборатории близ Чикаго и являет собой, по словам одного из видных руководителей российской науки, один из самых обидных и невосполнимых примеров утечки умов из России.
Ниже мы к этому еще вернемся, но начиналось всё просто. По окончании школы в 1943 году Абрикосов начинает изучать энерготехнику, но в 45-м увлекается физикой. После получения диплома он пишет под руководством Льва Ландау кандидатскую диссертацию в институте физических проблем в Москве и защищает её в 1951 году. После этого он остался в институте и защитил в 1955 году докторскую работу по теме квантовой электродинамики высоких энергий.
В 1965 году Алексей Абрикосов возглавляет факультет теоретической физики сплошных сред в новооснованном институте теоретической физики. В 1975 года Абрикосов становится почётным доктором в Университете Лозанны, а в 1991 году принимает приглашение Аргоннской национальной лаборатории в штате Иллинойс и переселяется в США. С 1999 года – гражданин США. Абрикосов - член различных знаменитых научных учреждений, например, Национальной академии наук США, Российской Академии наук, Королевского научного общества и Американской Академии наук и искусств. Помимо научной деятельности он также много преподавал: сначала в МГУ — до 1969 года, с 1970 по 1972 - в Горьковском университете, с 1976 по 1991 годы заведовал кафедрой теоретической физики в МФТИ. В США он преподавал в университете Иллинойса (Чикаго) и в университете штата Юта.
Абрикосов женат, имеет двух сыновей и дочь, его жена – Светлана Бунькова, 1977 года рождения.
За жизнью в России, работами своих коллег Алексей Абрикосов старается следить. По его мнению, человек, занимающийся наукой, должен зарабатывать достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. Сам он, по его словам, зарабатывает сегодня хорошо, но должен думать о будущем. Абрикосов хорошо помнит, как 15 лет назад приехал в Америку "без копейки в кармане". Было ему тогда 62 года - возраст, когда многие в Америке уже уходят на пенсию, предварительно накопив достаточно денег. Российскому же ученому, несмотря на громкие звания, которые были присвоены ему на родине, всё пришлось начинать с нуля.
В этом плане денежное выражение полученной Нобелевской премии очень полезно. "Уйдя на пенсию, а точнее - в отставку, - поправляется Абрикосов, - я уже не буду нищим". Впрочем, уходить он не собирается, находится в хорошей форме и намерен продолжить научные занятия.
Возвращаясь к теме утечки мозгов из России, отметим: в редких интервью ученый всегда откровенен и предельно недипломатичен. На вопрос Дмитрия Серкова («Итоги. RU», 14 октября 2003 года), что заставило Абрикосова уехать в 1991 году из России, Алексей Алексеевич ответил: «Дело в том, что я всегда читал газеты между строк и на тот момент реально осознал, что фундаментальная наука в России медленно умирает, уже через год-другой она может полностью лишиться финансирования. К тому же я понял: все идет к тому, что в стране может произойти государственный переворот. Перспектива остаться за железным занавесом на тот момент меня совсем не прельщала. Мне хватило с избытком тех 18 лет, в течение которых я как секретный физик оставался невыездным. Теперь с американским паспортом я путешествую по всему миру - и отдыхаю, и общаюсь с коллегами».
Журналист был настойчив и попытался выяснить мнение Нобелевского лауреата о развитии физики в России, на что Абрикосов удивился: «А разве она развивается? Все более или менее значимые физики работают ныне за пределами России в самых разных странах. Я никогда не был сторонником термина "русская физика", но, тем не менее, многие выдающиеся работы подписаны русскими фамилиями».
На вопрос Серкова, считает ли себя Абрикосов учеником Ландау, ученый ответил коротко: «Несомненно. Мой учитель - только он».
Кстати, Кора Дробанцева-Ландау в своей книге «Академик Ландау. Как мы жили» (ЗАХАРОВ-ACT, Москва, 1999) вспоминает: «Как-то на очередной звонок открыла дверь я. Поднявшись к Дау, сказала: "Даунька, там к тебе пришел симпатичный мальчик-школьник". Этот школьник недолго просидел в библиотеке, а когда он ушел, сияющий Дау мне сказал: "Коруша, это не школьник, а студент первого курса, он на редкость талантлив, я из него сделаю настоящего теоретика". Это был Алеша Абрикосов».
Умер 29 марта 2017 года в американском городе Пало-Альто, спустя год после обширного инфаркта.