![]() |
Нобелевская премия по литературе
1967 |
Мигель Анхель
Астуриас
(1899-1974)
За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас Розалес (Miguel Ángel Asturias Rosales) родился 19 октября 1899 г. в г.
Гватемала в семье судьи метиса и матери индианки. Студентом Гватемальского университета
Астуриас принимал участие в восстании против диктатора Кабрери (1920), активно
включился в учреждения вузов, написал диссертацию "Социальные проблемы индейцев"
(1923). Но новый правитель после непродолжительной игры в либерализм "закрутил
гайки", и Астуриас вынужден эмигрировать в Париж. Знакомство с ученым Ж.
Райно, специалистом по культуре и мифологии майя, переросло в пятилетнее изучение
своих корней и переводов основных работ Ж. Райно на испанскую. В 1925 г. вышла
книга стихов М. А. Астуриаса "Лучик звезды" и поэт вошел в круг сюрреалистов
Арагона, Десноса и Элюара.
Написанная в конце 1920-х лет повесть "Алахадито" уже несла в себе все
те "зерна", что позже сошли в творчестве Астуриаса и вывели его на мировые
просторы. Повесть о бедном мальчике Алахадито, написанная под влиянием сюрреализма
(влияние Парижа и литературного окружения), — творческая попытка показать две
концепции жизни, в какой-то мере тезис и антитезис, и вывести синтез — как жить
в буднях, не утратив себя. Это будто варианты жизни, и когда мы сравниваем первую
и вторую часть, то заметим, что автор не становится на сторону ни одной, ни другой
концепции мира и будто говорит: каждый сам себе создает истину. Одни склоняются
перед разбойником, другие — перед Христом. Но главное — в этом произведении Астуриас
старался утвердить приоритет внутреннего, духовного мира человека над внешним,
реальным. К тому же произведение написанно в форме "потока сознания"
и пронизанно скрытой полемикой с натуралистическим бытописанием, что дало повод
критикам говорить об авторе как потенциальном мастера. Особенно впечатляющими
были вставные новеллы — "сказки дядюшки Куя", что основывались на фольклоре.
Здесь уже просматривался будущий выдающийся писатель М. Астуриас.
Поэтическая интерпретация мифологии майя "Легенды Гватемалы" вышла в
1930 г. и была переведена на несколько языков. Г. Астуриас получил литературную
премию Франции. Легенды, пересказы, картины природы, воспоминания детства — все
это пленило европейского читателя, но в это время Астуриас писал свое выдающееся
произведение — роман "Сеньор Президент". На родину с произведением он
вернулся в 1933 г., но роман был выдающиеся лишь в 1946 г. в Мексике за счет автора.
Своего рода коллективный герой романа — общество, парализованное страхом. Президент...
Не человек, а чертова кукла, что упивается безграничной властью над людьми. Но
сеньор Президент — это и страхи, и слухи, и кляузы, и хвала, общая тупость и общее
раболепство. Вождь либеральной партии, покровитель молодежи, герой родины — властитель
тел и душ всей страны. И фавориты, и бедняки — все имеют общую судьбу — стать
или палачом, или жертвой. Астуриас часто повторял: "Каждый писатель в конце
концов остается автором одного романа. Я — автор "Сеньора Президента"".
Последующие его произведения были такого же художественного уровня.
Роман "Маисовые люди" (1946) — сказ о борьбе индейского племени против
пришельцев, которые выжигают леса. Конкретный факт (судебное дело) Астуриас художественно
поднял к уровню философского осмысления отношений природы и цивилизации. Автор
художественно создал модель мифологического сознания, которая это сознание показала
по-новому. И, по его словам, "не надо, чтобы о нашем континенте судили исключительно
за мифами". Астуриас написал роман "Ураган" (1950), что стал первой
частью "Банановой трилогии". Следующие произведения "Зеленый Папа"
(1954) и "Глаза погребенных" (1960) продолжили эпопею борьбы против
беззакония и насилия американских монополий в Латинской Америке. От романа до
романа становился более широким взгляд автора: в последнем перед его зрением —
судьба всей страны — многослойный мир, в котором сосуществуют разные исторические
периоды.
Ситуация на континенте была такая, что М. Астуриас несколько раз эмигрировал,
жил в Чили в Пабло Неруды, работал в Бразилии как венесуэльский журналист; его
книги сжигали на кострах. В Италии М. Астуриас написал два исторических романа
о столкновении индейской и европейской культуры: "Мулатка как мулатка"
(1963) и "Плохой вор" (1969).
"За яркие творческие достижения, в основе которых лежит интерес к обычаям
и традициям индейцев Америки" Астуриас был отмечен в 1967 г. Нобелевской
премией. " В моих книгах будут и в дальнейшем звучать голоса народов, их
мифы и верования; вместе с тем я попробую осмыслить проблему национального сознания
народов Латинской Америки", — сказал на вручении Астуриас.
Судьба писателя — это судьба его страны. Изгнанник, он был обласкан новым правительством
(один из президентов Гватемалы даже назначил его послом в Франции), М. Астуриас
умер в Мадриде 9 июня 1974 г. Его творчество знаменовало собой зрелость латиноамериканского
романа.