![]() |
Нобелевская премия по литературе
1961 |
Иво
Андрич
(1892-1975)
За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Югославский прозаик Иво Андрич родился 10 октября 1892 года в селе Долак возле Травника
в Боснии, в семье ремесленника. В трехлетнем возрасте Иво с матерью после смерти
отца переехали в Вишеград. Учеником гимназии в Сараево Андрич вступил в организацию
"Млада Босна", которая выступила против гнета Австро-Венгерской империи.
Когда же член этой организации Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца-Фердинанда,
И. Андрич был заключен в тюрьму на три года. В тюрьме он написал стихи, которые
были опубликованы после войны: "Из моря" (1918) и "Смятение"
(1919).
Он учился в университетах Загреба, Вены, Кракова, в 1923 г. защитил диссертацию
"Развитие духовной жизни в Боснии под влиянием турецкого господства",
стал профессиональным дипломатом. Тогда же он глубоко изучал историю своего края,
европейских стран, особенно обращал внимание на легенды, пересказы. Находясь в
Испании, он написал эссе "Разговоры с Гойей" (1935), где заметил: "Надо
слушать легенды — следы столетних коллективных усилий — и с их помощью отгадывать,
насколько возможно, суть нашей судьбы". С первых произведений он старался
идти "в глубину", — к источникам. Уже в первом рассказе "Путь Алии
Джерзслеза" (1919) мы видим разработку народной легенды о герое, который
вне поля боя — обычный человек, который мучается жадностью красоты и неразделенной
любовью.
Первый сборник "Рассказы" (1924) был высоко оценен критикой, отмеченный
премией Королевской академии. Последующие книги рассказов (1931, 1936), куда вошли
по шесть произведений, были событиями в литературной жизни. Работая дипломатом,
И. Андрич исследовал архивы Белграда, Сараева, Вены, Стамбула и Венеции. Он искал
материалы о прошлом Боснии, изучал связи, которые соединяли прошлое и "вечное".
С 1939 по 1941 г. И. Андрич — посол Югославии в Германии. Лишь за несколько часов
до бомбардировки Белграда он вернулся на родину, пять лет оккупации находился
будто под домашним арестом в своей квартире. Во времена оккупации он не опубликовал
ни строчки, хотя все три романа, которые позже принесли ему мировую славу, были
написаны в то время, но вышли в 1945 г.
Первый роман "Травницкая хроника" (1942) имеет подзаголовок "Кошульские времена".
Он охватывает важный период истории Боснии с 1807 по 1814 год. Это время наполеоновских
войн, когда рядом с боснийскими турками, визирами и их свитой действуют "европейцы"
— французский консул Давиль и его помощник Дефоссе, австрийский консул фон Митерер.
Художественная задача, поставленная в романе, была необыкновенной и трудной —
показать боснийский мир накануне важного поворота истории, но еще не сам поворот,
лишь предчувствия его, глухое, подземное противоборство социальных сил — внутренних
и внешних, от которых зависело будущее Боснии.
Еще в рассказе "Мост на Жепе" (1925) И. Андрич писал о красоте сооружений,
созданных человеческими умом и руками. И в романе "Мост на Дрине" именно
мост стал метафорой времени. Временная протяжность произведения — почти пятьсот
лет подневольной истории Боснии, которая заканчивается 1914 годом, началом Первой
мировой войны. Это самобытный "роман в новеллах", хотя фрагменты не
всегда завершены. В нем описано несколько достопримечательностей Испании. Роман построен приблизительно так, как в действительности мост
на Дрине, - одиннадцать пролетов и арка посредине — одиннадцать новелл... История
отбивается в судьбе моста, постепенно превращается в основную категорию исследования
истории края". Сначала, на протяжении десятилетий, а то и столетий жители
с обеих сторон моста дружат, но в их жизнь врывается "большая" история
— обычное состояние бытия поломано, льется кровь, мост обстреливает артиллерия.
Ломается жизнь людей, ведь мост стал не только центром их жизни, а и узловой точкой
мироощущения жителей Вишеграда, воплощением их местной мифологии.
Третий роман "Барышня" (1945) И. Андрич посвятил анализу такого человеческого
недостатка, как жадность. "Ни в жизни, ни в литературе эта проблема для меня не
была неизвестной... Я спросил себя: только ли мужчини бывают скрягами? Я решил
ввести в литературу образ женщины, которая живет деньгами", — писал И. Андрич.
Главная героиня романа — молодая женщина, вся жизнь которой прошла под знаком
накопления. Кое-кто из исследователей считал произведение неудачным для Андрича,
для другого же автора то была бы удача.
В романе "Проклятый двор" (1954) среди различных узников стамбульской
тюрьмы И. Андрич показал и невиновного человека, ученого и мечтателя Чамила. И
главная проблема, которая мучит героев: если в мире есть что-то нетленное, неминуемое,
что может уцелеть под разрушающим действием времени, то что это такое?
Последнее произведение "большой прозы" — незаконченный роман "Омер-паша
Латас". Андрич выбрал город Сараево для изображения периода восстания в Боснии
в начале 50-х лет XIX столетия. Писатель особенно остро ставит проблему яничарства
или манкуртства, суть которой в отказе ради карьеры от языка, веры, родины.
В 1961 г. И. Андрич стал лауреатом Нобелевской премии "за силу эпического
дара, которая позволила полностью раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные
с историей его страны". Зная, что его часто обвиняют в узости тематики (только
история), Андрич заметил, что все истории мира — это одна история о сути человеческого
существования.
"Человек рождается без своего ведома и своей воли. И вот она брошена в океан
бытия. Нужно плыть. Жить. Быть самым собой. Выдержать давление всего окружающего,
все столкновенья, непредвиденные поступки, свои и чужие, которые чаще всего сверх
меры наших сил. А превыше всего надо еще выдержать и свое осознание всего этого.
Словом, быть человеком", — подчеркивал И. Андрич в своей речи.
В последние годы И. Андрич был основателем и главой Союза писателей, депутатом
и академиком.
Умер 13 марта 1975 г. Через год после его смерти вышла книга неопубликованных
новелл "Дом на окраине".