![]() |
Нобелевская премия по литературе
1960 |
Сен-Жон
Перс
(1887-1975)
За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Французский поэт Сен-Жон Перс (настоящее имя: Леже Мари-Рене Алексис Сен-Леже)
родился 31 мая 1887 г. на маленьком фамильном островке Леже-Ле-Фей неподалеку
от Гваделупы в семье адвоката. Он учился в школе в Гваделупе, по возвращении в
Францию закончил университет в Бордо, писал стихи, готовился к дипломатической
карьере, которую начал в 1914 г. А в дальнейшем мы встречаем будто двух людей
— поэт Сен-Жон Перс и дипломат Алексис Леже — типичная ситуация доминирования
принципа "раздвоения личности". Дело в том, что поэт, издав в 1911 г.
книгу стихов "Хвальба", потом печатался только под псевдонимом Сен-Жон
Перс. Выход сборника приветствовали А. Жид, М. Пруст, Г. Аполлинер, А. Бретон.
Находясь пять лет на дипломатической работе в Китае, он написал эпическую поэму
"Анабасис" (1924), которую на английский переводил Т. С. Элиот. Оконченная
в одинокости и тишине даосистского храма возле Пекина, она была навеяна самой
бесконечностью азиатского континента, где звучали голоса тысячелетий. Когда Ксенофонт
в IV веке. до н.э. писал свой "Анабасис", он показал движение армий,
в Сен-Жон Перса также движение, но человечности сквозь века; для поэта это также
движение в глубину своей человеческой сущности. Сам автор назвал произведение
"поэмой действующей одинокости", где лирический герой, неутомимый пилигрим,
восхищенный познаниям законов Вселенной, человеческого общества и собственной
памяти... Характерная для произведения композиция, где сливается движение по необозримому
таинственному пространству с движением в глубину собственной души. Еще М. Пруст
писал, что стихи Сен-Жон Перса "захватывающие, но темные". Действительно,
его поэзия во многом не дешифруется. Эти грандиозные готические соборы — эпические
поэмы Сен-Жон Перса — были будто вызовом модернистской замкнутости; автор поражает
как монументальностью, так и непривычностью. Все эти поэмы написаны стихом, подобным
ритмической прозе: наподобие тех, которыми на европейские языки переводят Библию
или переводили некоторых восточных поэтов, хотя бы Р. Тагора". Недаром Т.
С. Элиот утверждал, что Сен-Жон Перс не вкладывается в ни одну из категорий, он
не имеет в литературе ни предшественников, ни побратимов.
"Дружба принца" (1924) — единственное большое произведение за годы дипломатической
службы, которое сохранилось. Семь поэм, которые были написаны в течение 1924-1940
гг., были изъяты гестаповцами при оккупации Парижа. В предвоенные годы поэт, занимая
должность генерального секретаря Министерства иностранных дел в ранге посла, выступал
за решительные действия Франции относительно Германии, за что был уволен. В июне
1940 г. Сен-Жон Перс выехал в США, где работал консультантом в библиотеке Конгресса
до 1957 г. В США он много писал: поэма "Изгнание" (1942), как свидетельствует
автор, "не воплощение Сопротивления, а поэма о вечности изгнания в человеческой
судьбе, поэма, родженная из ничего и созданная из ничего"; "Дожди" (1944) — обозначенная
единством материально-чувствительного и символико-философского плана стихий, которые
пробуждают творческие силы бытия, несут обновление природному и человеческому
миру; "Снега" (1944) — наименее пафосная, где в основе — осмысление текучести
жизни, движение туда, где "по ту сторону — широкие полотнища мечтаний и все счастье
— там, где бытие вершит свою судьбу"; "Ветры" (1946) — грандиозная космогония,
где "просачивалась современная история в царство воображения", и наконец "Ориентиры"
(1957) — самое большое произведение Сен-Жон Перса (по объему — треть из всего,
что он написал). В нем также все пропитано и пронизано движением бытия, народов,
стихий; здесь — похвала морю как колыбели жизни. Все переменно и все постоянно:
в море, как и в жизни человека.
"Хроника" (1959) — "поэма о человеке, поэма о земле и поэма о времени,
которые для меня объединены в одном вневременном понятии вечности" (Сен-Жон
Перс).
После войны поэту вернули награды и гражданство, отобранные Петеном, но лишь в
1957 г. он вернулся в Францию. Президент наградил его орденом Почетного легиона,
многочисленные почитатели поэзии подарили виллу на берегу Средиземного моря.
В 1960 г. Сен-Жон Персу за "высокую цель и глубокую метафоричность поэзии,
которая в образных формах отображает современное состояние мира", была присуждена
Нобелевская премия. Его Нобелевская лекция "Поэзия" — будто поэма за
своей стилистикой и высоким звучанием. "Поэт жил в пещерном человеке, и будет
жить он и в человеке атомной добы, потому что он — неотъемлемая частица человеческой
личности, — говорил Сен-Жон Перс. – Не бойся и не сомневайся, потому что сомнение
бесплодное, а страх — чувство рабов. И уже поэту достаточно, когда он воплощает
в себе больную совесть своего времени".
В 1963 г. Сен-Жон Перс закончил поэму "Птицы" — произведение, где синтезировано
природоведение и поэзия, а в 1975 г. — "Пение на равноденствие" — завещание
автора, который утверждал право человека "прославлять мир". Все четыре
части: "Песни той, что была рядом", "Пение на равноденствие",
"Ноктюрн" и "Засуха" печатались раньше в журналах. Время равноденствия
— то время, когда существует полное согласие "между человеком и Землей".
Сен-Жон Перс в своих произведениях сумел подчинить законы истории космическим
законам. Мексиканский поэт, лауреат Нобелевской премии О. Пас писал о поэзии Сен-Жон
Перса: "В его образах больше правды, чем в исторических документах. Каждому,
кто хочет знать, что происходило в первой половине XX ст., лучше не листать газет,
а обратиться к ведущим поэтам". И недаром английский критик С. Спендер отмечал:
"В его поэтическом видении представлены обобщающие образы природы, морали
и религии в их исторической перспективе".
Человечество в перипетиях его развития, большие передвижения племен, князи, которые
становятся изгнанниками, возникновение и упадок больших цивилизаций, исполинская
походка истории, место человека в природе — вот что питает поэзию Сен-Жон Перса.
Умер Сен-Жон Перс 20 сентября 1975 г. в Виньо на юге Франции.