![]() |
Нобелевская премия по литературе
1959 |
Сальваторе
Квазимодо
(1901-1968)
За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Итальянский поэт Сальваторе Квазимодо родился 20 августа 1901 г. в г. Модика на
Сицилии в семье железнодорожника. После окончания в Палермо средней школы в 1919
г. приехал в Рим учиться в техническом институте. Из-за нужд бросил вуз, работал
продавцом, чертежником, бухгалтером, много читал, особенно русскую и французскую
поэзию, изучал — греческую и латынь. Работал с 1926 г. землемером, начал писать
стихи. Его шурин Э. Витторини ( в будущем романист и критик) познакомил его с
Э. Монтале и Д. Унгаретти. В то время Италию охватило неистовство фашистской пропаганды
и эти три поэта в атмосфере тяжелого времени и безнадеги стали основоположниками
герметичной поэзии. Это был строгий и сдержанный тон и стиль, резкие интонационные
контрасты, нелегкая для понимания архитектоника глобальных космических образов,
пронизанных напряженным драматическим мироощущением. В журналистику эти поэты
не пошли, чтобы не работать на режим; так родилась поэзия духовного сопротивления
— форма духовной борьбы. Они заперлись во внутреннем мире человека, в его глубинном
"я". И первая книга Квазимодо "Вода и земля" (1930) была о
человеке как центре космических связей, зеркале бытия. Он, как писал Э. Монтале,
"не принимал за существенное преходящее". И фашизм — огромное зло, но
и оно преходящее. "Поэзия отсутствия", как называли герметизм, стала
формой высшего духовного присутствия.
Сборники "Потонувший гобой" (1932), "Аромат эвкалипта и другие
стихотворения" (1933), "Эрато и Аполлон" (1936), "Стихотворения"
(1938), в отличие от первой книги, были полностью в стиле герменевтики. В 1938
г. С. Квазимодо стал редактором еженедельника "Темпо", издал книгу "Лирика
Греции" (1940), преподавал литературу в Миланской консерватории. В годы войны
он принимал участие в движении Сопротивления, попал в тюрьму. В его произведения
входит антифашистская и антивоенная тематика, проблематика героического. Все это
просто взорвалось в книге "День за днем" (1947). Еще в 1945 г. С. Квазимодо
вступил к компартии Италии, но потом вышел из нее — не мог писать политические
стихи, которых от него требовали. И гражданские мотивы звучат все чаще, он воспевает
борцов против фашизма, один из его стихов вычеканен на подмуровке памятника жертвам
расстрела. Особенно поэтическими есть его обращение к родной Сицилии, природы
острова, истории его народа. Л. Арагон писал: "В Квазимодо Сицилия озаряет
действительность, даже когда ее свет не что иное, чем тьма". Углубился эпический
элемент его поэзии, диалог часто сменял устойчивый монолог, появились элементы
репортажа, хроники, особенно в произведениях, где он выступал против холодной
машинной цивилизации. Все это мы найдем в книгах "Жизнь не сон" (1949),
"Фальшивая и подлинная зелень" (1956), "Земля несравненная"
(1958). Выступая на всемирном форуме "Литература и современность" (Рим,
1957), Квазимодо сказал: "Поэзия владеет силой, способной победить сухие
абстракции, она живет в своем историческом измерении, от которого никому не убежать.
Благодаря поэзии каждый народ несет другим плоды своей цивилизации". В 1950-х
годах Квазимодо много путешествовал по миру, читал лекции, писал театральные рецензии,
эссе.
В послевоенные годы С. Квазимодо был отмечен тремя наивысшими литературными премиями
на родине, а в 1959 — Нобелевской премией "за лирическую поэзию, которая
с классическим вдохновением освещает трагический опыт в настоящее время".
На вручении премии Квазимодо, вспомнив о времени герметизма, заметил, что "поэзия
рождается в одинокости и уже оттуда распространяется по всем направлениям".
Звучали слова, даже и известных ученых, о случайности выбора Комитетом итальянского
поэта. Возможно, это было вызвано тем, что были будто "два" Квазимодо.
После Нобелевской премии поэт писал не так активно, как раньше, больше писали
о нем и переводили ( до 1980 г. — на 40 языков). В 1960 г. С. Квазимодо выпустил
сборник "Поэт и политик и другие эссе" и последнюю книгу стихов "Давать
и иметь" (1966).
На поэтическом фестивале в Неаполе, где он был председателем жюри, 14 июня 1968
г. С. Квазимодо внезапно умер от кровоизлияния в мозг.
Квазимодо вместе с Монтале и Унгаретти, пока черные смерчи крушили корабль итальянской
истории, затиснутый между идеологическими Сциллами и Харибдами, над этой исторической
бездной поэты-герметики свели высокий мост, который соединил берега итальянской
культуры, старой и современной, — нерушимый золотой мост поэзии, благодаря которому
не прервалась духовная связь веков.