![]() |
Нобелевская премия по литературе
1958 |
Борис
Пастернак
(1890-1960)
За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
"Жизнь вне неприметности я себе не представляю", — писал Борис Пастернак
в автобиографических воспоминаниях. И действительно, жизнь поэта не была отмечена
особыми приметами, за исключением разве что нескольких молодых лет, когда Пастернак
примыкал к движению футуристов. Зато его внутренняя духовная жизнь была заполнена
такими страстями и удивительными, нередко провидческими открытиями, которых
бы хватило и на нескольких русских поэтов.
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве. Его отец, Леонид
Пастернак был академиком живописи, писал портреты многих известных людей, в
том числе и Л. Н. Толстого. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка,
отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей (у Бориса был еще брат
и две сестры).
Несмотря на довольно скромный достаток семья Пастернаков вращалась в высших
кругах интеллигенции дореволюционной России, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин,
Рильке и Л. Н. Толстой, о котором спустя много лет Борис сказал: "Его образ
прошел через всю мою жизнь".
Атмосфера родительского дома приучила Пастернака к восприятию искусства творчества
как кропотливого, повседневного труда. В детстве он обучался живописи, с 1903
по 1908 гг. учился в Московской консерватории и всерьез готовился к композиторской
карьере. Однако талантливому юноше для успешных занятий не хватило абсолютного
слуха. Он отказался от мысли стать музыкантом и увлекся философией и религией.
Проучившись четыре года на философском отделении историко-филологического факультета
Московского университета, в возрасте 23 лет Пастернак уехал в Марбургский университет,
где в течение летнего семестра слушал лекции Германа Когена, главы марбургской
неокантианской школы.
Однако увлечение философией оказалось недолгим. Встретив в Марбурге давнюю знакомую
Иду Высоцкую, в которую он был прежде влюблен, Пастернак вспомнил о родине.
Затосковал и уговорил себя, что от природы он скорее лирик, чем логик. Совершив
короткую поездку по Италии, зимой 1913 г. он вернулся в Москву.
В Москве Пастернак сразу же был вовлечен в бурную литературную жизнь. Он участвовал
в московских символистских литературных и философских кружках, в. 1914 году
вошел в футуристическую группу "Центрифуга", близко сошелся с представителями
символизма и футуризма, познакомился с Маяковским, одним из ведущих поэтов-футуристов,
ставшим другом и литературным соперником Пастернака. И хотя музыка, философия
и религия не утратили для Пастернака своей значимости, он понял, что истинное
его предназначение — это поэзия. Летом 1913 г., после сдачи университетских
экзаменов, он завершает первую книгу стихов "Близнец в тучах", а через
три года вторую — "Поверх барьеров".
Еще в детстве Пастернак повредил ногу, упав с лошади, потому, когда началась
война, в армию его не взяли, однако, обуреваемый патриотическими чувствами,
он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал
в своем знаменитом романе "Доктор Живаго".
В 1917 г. Пастернак возвратился в Москву. Революционные перемены в России нашли
свое отражение в книге стихотворений "Сестра — моя жизнь", опубликованной
в 1922 г., а также в сборнике "Темы и вариации", вышедшем годом позже.
Эти два поэтических сборника сделали Пастернака одной из самых видных фигур
в русской поэзии.
Поскольку Пастернак не имел обыкновения распространяться о себе и был склонен
с большой осмотрительностью описывать даже те события, очевидцем которых он
был, подробности его жизни после революции известны в основном из переписки
с друзьями на Западе и двух книг: "Люди и _ положения. Автобиографический
очерк" и "Охранная грамота".
Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения.
В 1921 г. его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а после прихода к
власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.
Вскоре после отъезда родителей Пастернак женился на художнице Евгении Лурье.
Их совместная жизнь была очень беспокойной и продолжалась семь лет. В 1930 г.
у Пастернака начался долгий и сложный роман с Зинаидой Николаевной Нейгауз,
женой известного пианиста Генриха Нейгауза, его друга. Он закончился женитьбой
в 1931 г., после того как был оформлен развод с Евгенией, и та с сыном уехала
в Германию.
В 20-е годы Пастернак написал две историко-революционные поэмы "Девятьсот
пятый год" и "Лейтенант Шмидт", одобрительно встреченные критикой.
В 1934 г. на Первом съезде писателей о нем уже говорят как о ведущем современном
поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания
поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с
1936 по 1943 гг. ему не удалось издать ни одной книга. Но благодаря своей осмотрительности
и осторожности он избежал ссылки и, возможно, смерти, в отличие от многих его
современников.
Получивший воспитание в европейски образованной среде, Пастернак в совершенстве
знал несколько языков, и поэтому в 30-е годы, не имея возможности печататься,
переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии.
Его переводы трагедий Шекспира и "Фауста" Гете считаются лучшими.
В 1941 г., когда немецкие войска приближались к Москве, Пастернак эвакуировался
в г. Чистополь, на реке Каме. В это время он пишет патриотические стихи и даже
просит советское правительство отправить его на фронт в качестве военного корреспондента.
В 1943 г. после долгого перерыва вышел его поэтический сборник "На ранних
берегах", состоящий всего из 26 стихотворений, а в 1945 г. Пастернак опубликовал
еше один сборник стихов "Земной простор". Обе книги были мгновенно
раскуплены.
В 40-е годы, продолжая писать стихи и заниматься переводами, Пастернак обдумывает
план романа, "книгу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых
гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать".
А после войны, уединившись в Переделкине, он начал работу над романом "Доктор
Живаго", историей жизни врача и поэта Юрия Андреевича Живаго. Детство героя
пришлось на начало XX века, он становится свидетелем и участником Первой мировой
войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи. Живаго не
имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Вместо того
чтобы идти сражаться "за правое дело", он находит покой и утешение
в любви к женщине,
бывшей возлюбленной продажного дельца и жены революционера-фанатика. По лирико-эпическому
настрою, по интересу к духовному миру человека перед лицом опасности "Доктор
Живаго" имеет много общего с "Войной и миром" Толстого.
Роман, вначале одобренный в печати, позже сочли непригодным "из-за негативного
отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования".
Книга была издана в Милане в 1957 г. на итальянском языке, а к концу 1958 г.
переведена на 18 языков. В дальнейшем "Доктор Живаго" был экранизирован
английским режиссером Дэвидом Лином.
В 1958 г. Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе
"за продолжение традиций великого русского эпического романа", после
чего газеты "Правда" и "Литературная газета" обрушились
на поэта с возмущенными статьями, наградив его эпитетами, "изменник",
"клеветник", "Иуда". Пастернака исключили из Союза писателей
и вынудили отказаться от премии. Вслед за первой телеграммой в адрес Шведской
академии, где говорилось, что Пастернак "чрезвычайно благодарен, тронут
и горд, изумлен и смущен", через 4 дня последовала другая: "В силу
того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому
я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный
отказ". На церемонии награждения член Шведской академии Андрее Эстерлинг
сказал: "Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимость
награды, нам остается выразить сожаление, что награждение лауреата Нобелевской
премии не состоится".
В письме к Н. С. Хрущеву, бывшему в то время первым секретарем ЦК КПСС, составленном
юрисконсультом Союза писателей и подписанным Пастернаком, выражалась надежда,
что ему будет разрешено остаться в СССР. "Покинуть Родину для меня равносильно
смерти, — писал Борис Леонидович. — Я связан с Россией рождением, жизнью и работой".
Начиная работу над "Доктором Живаго", Пастернак никак не ожидал подобной
реакции. Глубоко потрясенный в прямом смысле литературной травлей, в последние
годы он безвыездно жил в Переделкине, писал, принимал посетителей, беседовал
с друзьями, любовно ухаживал за своим садом. Уже будучи смертельно больным (рак
легких), он работал над пьесой из времен крепостничества "Слепая , красавица",
которая так и осталась незавершенной. 30 мая 1960 г. Борис Леонидович Пастернак
скончался. День, когда
хоронили поэта, выдался теплым, солнечным, а ночью на свежую могилу хлынул дождь,
с грозой и молниями, — такие грозы всегда его зачаровывали.
Вопреки заявлениям многочисленных критиков, творчество Пастернака никогда не
было оторванным от жизни, "индивидуалистическим". Он был поэтом, а
это звание не несет никаких обязательств перед властью и обществом. Если поэт
и расходился с властью, то не по политическим, а, скорее, по моральным и философским
взглядам на искусство и жизнь. Он верил в человеческие, христианские добродетели,
утверждал ценность бытия, красоты и любви, отвергая насилие. В письме к одному
из своих переводчиков Пастернак писал, что "искусство не просто описание
жизни, а выражение единственности бытия... Значительный писатель своего времени
— это открытие, изображение неизвестной, неповторимой живой действительности".
Эту неизвестную действительность, ощущение от ее открытия Пастернак передал
в своих стихах. В одном из последних и самом горьком стихотворении "Нобелевская
премия" Борис Леонидович писал:
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Дух добра коснулся и самого поэта, и памяти о нем. Его знаменитое "свеча
горела на столе, свеча горела...", по большому счету, относится как к творчеству
самого Пастернака, так и к искусству вообще.