![]() |
Нобелевская премия по литературе
1957 |
Альбер
Камю
(1913-1960)
За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея | Нобелевская речь |
Во времена великих потрясений люди, задумывающиеся над жизнью, часто ищут ответы
у тех, кто, как им кажется, лучше понимает, что происходит в этом мире. В свое
время Германия опиралась на Гете, Россия — на Льва Толстого и Достоевского, Америка
— на Сэлинджера. Франция в послевоенные годы прислушивалась не столько к романистам,
сколько к писателям-философам. Именно они отражали и предвосхищали умонастроения
интеллигенции.
Альбер Камю был в ряду таких провидцев, и к его голосу невозможно было не прислушаться.
Будущий писатель родился 7 ноября 1913 г. на ферме "Святой Павел" в
пригороде г. Мондови (департамент Алжира) в небогатой семье сельскохозяйственного
французского рабочего Люсьена Камю и испанки Катрин Сантес. С начала Первой мировой
войны отца отправили на фронт, и он погиб в битве при Марне во Франции. Чтобы
вырастить двоих детей — Альбера и его брата Люсьена, — Катрин переехала в г. Алжир
и стала работать уборщицей.
С 1918 по 1923 г. Альбер учился в начальной школе пригорода Алжира. Закончив ее
с отличием, он поступил в Алжирский лицей Бюжо. В этом ему помог школьный учитель
Луи Жермен, который оказывал Альберу всяческую поддержку. Он же добился для него
стипендии. В 17 лет юноша заболел туберкулезом и ему пришлось на год оставить
лицей для длительного лечения в больнице. Эта болезнь будет преследовать писателя
всю жизнь, доставляя не только физические, но и душевные страдания.
Осенью 1931 г., вернувшись в лицей, Альбер сблизился с учителем философии и литературы
Жаном Гренье, исповедовавшим идеи религиозного экзистенциализма. Он оказал большое
влияние на развитие мировоззрения будущего писателя. Всерьез увлекшись философией,
Камю пробует себя в литературном труде. Его первые статьи и эссе, опубликованные
в лицейском журнале "Юг", посвящены разбору произведений Ницше, Бергсона,
проблемам морали и религии.
В 1932 г. Камю стал студентом Алжирского университета, а через год женился на
студентке, француженке алжирского происхождения, Симоне Гиэ.
В университете 20-летний Альбер, продолжая свои занятия по философии, основательно
проштудировал труды Шопенгауэра, Кьеркегора и Шпенглера. К этому времени относится
его знакомство с работами русского философа Льва Шестова, которые ввели Камю в
круг экзистенциалистских, религиозно-философских идей, в мир образов Достоевского.
Потрясенный романами русского писателя, Камю позже отмечал в своем дневнике: "Я
встретился с произведениями Достоевского, когда мне было двадцать лет, и потрясение,
пережитое мной при этой встрече, живо и сегодня, двадцать лет спустя... По мере
того как я начал все более остро переживать драму нашей эпохи, я полюбил в Достоевском
того, кто понял и наиболее глубоко отобразил нашу историческую судьбу".
Приход Гитлера к власти побудил молодого студента принять активное участие в работе
комитета Содействия международному движению "Амстердам—Плейель" в защиту
культуры против фашизма. В 1934 г. он пишет своему учителю Ж. Гренье, что его
очень интересует коммунизм, и он готов примкнуть к коммунистам. Увлеченный радикальными
идеями, осенью того же 1934 г. он вступил в алжирскую секцию компартии Франции,
в которой, впрочем, состоял всего около трех лет.
Одновременно с началом общественной деятельности Камю углубляет свои познания
в философии экзистенциализма и увлекается театром. Он организовал передвижной
"Театр Труда", где выступал как режиссер, актер и автор, поставив пьесу
"Восстание в Астурии", которая вскоре была запрещена цензурой.
В качестве лиценциата университета Камю подготовил дипломное сочинение на весьма
амбициозную тему "Христианская метафизика и неоплатонизм", в которой
выявлял взаимосвязь эллинизма и христианства в трудах Платона и Августина Блаженного.
Но по состоянию здоровья (обострение туберкулеза) к экзаменам Камю не допустили,
поэтому ученую степень он не получил. Вместо этого ему пришлось проводить длительный
курс лечения в Альпах.
В 1936 г. Камю с женой совершил путешествие по Центральной Европе. В Австрии он
узнал из газет о фашистском мятеже в Испании и через Италию возвратился в Алжир.
Поездка по Европе сопровождалась личными неурядицами. Камю поссорился с женой
и по возвращении на родину супруги развелись. Подоплека этой драматической истории
стала известна совсем недавно. Альбер из случайно перехваченного письма узнал
о неверности Симоны. Ссора произошла в те дни, когда супруги пребывали в Праге.
Разрыв был очень болезненным для Камю, даже сама Прага стала для него на всю жизнь
"символом невыносимости жизни". А через год Камю пережил другую потерю:
за сочувствие левым арабским националистам его исключили из алжирской компартии
как "троцкистского провокатора". "За 20 месяцев Камю потерял и
жену, и партию", — так прокомментировал биограф писателя О. Тодд эти два
события.
Такое соединение личного и общественного в комментарии биографа можно воспринять
без улыбки, если учесть, что недолгий альянс с компартией был для Камю одной из
попыток восстановить экзистенциальный союз, олицетворяющий единение с миром. Не
случайно он боролся за членство в партии, стойко прошел все стадии унизительной
процедуры исключения, в то время как некоторые его друзья просто бросали партбилет
на стол как ненужную вещь. Кстати, последовательная антикоммунистическая позиция
Камю в 50-е годы, которую ему не могла простить левая интеллигенция, была обусловлена
не только возникновением советского тоталитаризма, но и его неудачной попыткой
"встать в ряды передового пролетариата".
И все же события второй половины 30-х годов не повлияли на творческую активность
Камю. В 1936 г. писатель начал работу над философско-нравственным эссе "Миф
о Сизифе" и над романом "Счастливая смерть", а в начале 1937 г.
приступил к работе над пьесой "Калигула".
В 1940 г., не найдя работу в Алжире, Камю уехал в Оран, где вместе со своей будущей
женой Франсиной Фор (они поженились в декабре 1941 г.) давал частные уроки.
Весной следующего года, получив приглашение от газеты "Парисуар" ("Вечерний
Париж") занять место технического редактора, Камю немедленно выехал в Париж.
А за несколько дней до оккупации фашистами столицы Франции он закончил повесть
"Посторонний", которая вместе с "Мифом, о Сизифе" была опубликована
спустя два года в издательстве "Галлимар".
Сороковые годы оказались очень плодотворными для писателя. Он интенсивно работал
над романом "Чума", помогал в постановке драмы "Калигула",
активно занимался журналистской деятельностью в "Парисуар", редакция
которой была эвакуирована из Парижа. Кроме того, участвовал в работе подпольной
организации "Комба" ("Борьба").
Несмотря на постоянную занятость, многочисленные встречи и общение со многими
людьми, Камю никогда не чувствовал себя коллективистом. Он всегда был одиночкой.
Безусловно, он ощущал чувство отверженности из-за своей болезни. Периодически
обострявшаяся, она напоминала о краткости отмеренных судьбой дней, отнимая физическую
радость жизни.
Все свои переживания, чувства и мысли Камю предпочитал изливать на бумаге, всячески
скрывая от окружающих свое внутреннее состояние. Поэтому многое о личности Камю
можно понять, только читая его художественные произведения, эссе и публицистику.
Скажем, героя повести "Посторонний" Мерсо он, несомненно, наделил психологическими
чертами, свойственными и ему самому. Та же самоизолированность от мира, присущая
Камю, проступает и в характере "судьи на покаянии" из повести "Падение".
В 1957 г. Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия "за огромный вклад
в литературу, высветивший значение человеческой совести". Выступление Камю
в Стокгольме 10 декабря и публичная лекция "Художник и его время", прочитанная
в университете Упсалы 14 декабря, составили так называемые "Шведские речи",
враждебно встреченные левой прессой.
Ко времени получения Нобелевской премии Камю исполнилось 44 года. И он, по его
заверениям, был полон творческих планов, о чем свидетельствуют записи в блокнотах
и воспоминания друзей. Однако этим планам не суждено было сбыться. 4 января 1960
г.. Камю возвращался из Прованса в Париж вместе с издателем Галлимаром и его семьей.
Вначале он предполагал ехать поездом, но Галлимар настоял на том, чтобы воспользоваться
его автомобилем. В двадцати четырех километрах от городка Санса произошла авария,
в результате которой жена и дочь Галлимара остались живы, сам он скончался через
несколько дней в больнице, Камю же погиб на месте.
Через десять дней после смерти писателя в г. Льеже было опубликовано эссе о Камю
"Разум и эшафот", в котором он объявлялся "классиком, другом отверженных,
одним из наших великих моралистов".
Отозвался на гибель писателя и Жан Поль Сартр. В прощальной заметке он отмечал:
"Камю представлял в нашем веке сегодняшнего наследника старинной породы тех
моралистов, чье творчество являет собой наиболее самобытную линию во французской
литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную
в своем исходе битву против уродливых веяний эпохи. И тем не менее, упрямством
своих "нет" наперекор золотому тельцу делячества, укреплял в ее сердце
нравственные устои".
Таких слов о себе Альберу Камю при жизни услышать не довелось.