Бертран Рассел | Нобелевская премия по литературе  1950 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1950

Бертран Рассел
(1872-1970)
Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея




Внук лорда Джона Рассела, автора Билля о реформах от 1832 года, Бертран Артур Уильям Рассел родился 18 мая 1872 года в Чипстоуне (Монматушир). Отец его умер, когда Бертрану было всего лишь три года. Либеральное воспитание получил от домашнего учителя. С 1890 года учился в Тринити-Колледже, Кембридж. Он еще подростком в доме деда читал произведения своего крестного отца — знаменитого Джона Стюарта Милля. Отсюда не только аристократическая манера знаменитого логика и философа двадцатого столетия, а и то универсальное мировоззрение, которым отличался Рассел в подходах к жизненным и научным интересам. Здесь и математика, которой была отдана почти вся уникальная за продолжительностью жизнь, и уже упоминавшаяся логика, которой ученый посвятил свои открытия — "парадокс Рассела", и теория множеств, социология, политика, дипломатия, публицистика и общественно-политическая деятельность. За пацифистскую пропаганду во время Первой мировой войны был арестован. Б. Рассел один из основателей Пагуошского движения и соавтор "Манифеста Рассела — Эйнштейна", которым было заложено начало борьбы против атомного оружия.

Неотъемлемую часть его жизни становила философия, где он выступил как оригинальный и полностью самобытный мыслитель. Но перед тем было непростое самоопределение пути, поиск аутентичной дороги к истине.

Б. Рассел пережил сложную эволюцию во взглядах на философские принципы бытия, познание, морали и т.п. Специалисты отмечают по крайней мере пять-шесть различных философских направлений, которыми проникался выдающийся ученый. Началом был платоновский вариант пифагорейства. Последнее, очевидно, вызванное тем, что как логик и математик, он искал глубинные начала базового мировоззрения, на которые можно было бы опереться в поисках истины относительно абстрактных сущностей, а Пифагор был первым среди античных мыслителей, кто органически в своем лице сочетал и математика, и философа. Возможно, это и было тем толчком юношеской философской любви, в которой молодой Рассел признался перед интеллектуальным миром.

Дальнейшие ступени развития самостоятельного мировоззрения неоднократно приводили Рассела к новым берегам мудрости. Но, как тот путешественник, останавливаясь на передышку, он направлялся дальше. Так этапом были пройдены: неогегельянство, снова платонизм, но на новом уровне, без пифагорейства, в конце концов, модный в десятых годах XX ст. англо-американский неореализм, благодаря которому судьба его свела с выдающимся математиком и логиком столетия А. Уайтхедом и философом Дж. Муром.

Начиная с двадцатых лет XX века, Б. Рассел находится в плену популярнейшего, возможно, к тому времени из направлений в философии — неопозитивизма. За характером и содержанием направление чрезвычайно близкое к научным интересам Рассела, как логика и математика.
Завершающим этапом философских поисков стал традиционный для любого британца эмпиризм. Правда, в кое-что нетрадиционной форме — скептицизма юмовского сорта.

Как видно уже из самого перечня философских школ, к которым склонялся Рассел, можно сделать вывод, что его как мыслителя рационалистического направления глубоко волновала проблема соотношения чувствительного и абстрактного в познании, достоверность теоретических истин, способность эмпирического опыта быть критерием истины. Под влиянием прежде всего неопозитивизма Рассел сначала признавал статус реальности только за "чувствительными данными", тогда как понятия на манер "материя", "дух" и др. он рассматривал не более чем абстрактные конструкции, которые базируются на основании чувствительного опыта. Позже, под влиянием идей Д. Юма, он припускал возможность существования "фактов", то есть так называемых "сенсибилий", которые обосновываются не только на данных ощущения, а и мышления. Однако объективность последних за Расселом основана не на доказательствах или ощущениях, а вере, — юмовский мотив расселовской гносеологии.

Свои сугубо оригинальные философские взгляды Рассел воплотил в концепции так называемого "логического атомизма" и " логического анализа". Под атомами в данном случае философ имел в виду не физические элементы, а заключительные результаты логического анализа. Они могут быть положены в основу математической конструкции мира в качестве аксиом или принципов теоретической картины. Вот почему Рассел рассматривал математику не только как науку о числах и величинах, а и о любом смысле, где можно установить логическую последовательность, связь и закономерность. В таком случае математика совпадает с логикой, но и логика при этом становится другой. Она изучает не формы мышления, а связи и отношения, которые существуют и в реальности, и в ментальных конструкциях. Отсюда идея логики — "логики отношений", которая строится на принципах простых формальных элементов. Все эти проблемы и идеи Рассела нашли свое отображение в его совместном с Уайтхедом труде — "Принципы математики" — главном труде современной логистики.

Казалось бы, что все эти формально-математические и логические проблемы, которыми проникался Рассел, далеки от жизни. Но это совсем не так. Именно в жизненных проявлениях, которые по убеждению Рассела являются проявлениями связей, созданная им логика находит свое подтверждение. Характеризуя себя "английским вигом, который любит компромиссы", он формулировал и правила жизненного поведения, то есть своеобразный императив: "действуй так, лишь бы вызвать скорее гармонизирующие, чем противодействующие страсти". Это правило можно считать истинным для всего, на что распространяется человеческое влияние, — личное "я", семью, город, страну и, даже, мир в целом. Но для достижения всего этого человек нуждается в воспитательном воздействии, которое обеспечивается правильным общественным порядком. Особенностью его общественно-политических взглядов были: непримиримость к насилию, агрессивному поведению, антигуманизму, отстаивание ценностей либеральной демократии.

Бертран Рассел получил Нобелевскую премию в 1950 году за "признание различных и значительных произведений, в которых он ведет борьбу за гуманные идеалы и свободу мысли".

Как носитель больших просветительских идеалов, Рассел возлагал надежды на рациональные принципы человека, прежде всего его ум. Но, как истинный англичанин, о чем он напоминал неоднократно, не мог себе отказать в определенной дозе традиционно британского скептицизма, и свидетельством этого есть собственный автонекролог, написанный еще в 1937 году для газеты "Таймс", который должен был появиться 1 июня 1962 года, где были такие слова: "Он был последним, кто пережил эпоху, которая исчезла".

Однако Рассел явным образом поспешил. Свою "запланированную" смерть он пережил аж на восемь лет, когда ему шел девяносто восьмой год. Свой длинный жизненный путь Рассел закончил скептиком не только относительно жизни, а и всего того, чем занимался, — математикой, логикой, философией, политикой. Последние годы его прошли в стихии художественно-литературного творчества. Он удивлял мир своими короткими рассказами, эссе и более всего как читатель детективных романов. За его собственными словами, он спокойно засыпал только тогда, когда ему удавалось угадать детективное развитие сюжета и указать на преступника. Китай научил его мыслить большими масштабами и избегать искусительных приманок цивилизации. "В мороке последних лет, которые надвигаются, эта привычка сделала для меня мир легче, чтобы его терпеть", — так завершил свои "счета" с жизнью великий мудрец, философ, гражданин, Бертран Рассел.

Умер Б. Рассел 2 февраля 1970 года в Пенридандаройт, Уэльс.