![]() |
Нобелевская премия по литературе
1949 |
Уильям
Фолкнер
(1897-1962)
За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея | Нобелевская речь |
Понять в полной мере жизнь и творчество Уильяма Фолкнера можно лишь познакомившись
с его родословной, в которой отразилась судьба Америки, страны, "сделавшей себя"
всего за двести с лишним лет.
Предки Фолкнера были выходцами из Шотландии. В середине XVIII века они переселились
в Северную Америку, где, как и другие пионеры, принялись осваивать новые земли.
Это были молодые, смелые, сильные люди, одержимые одной мечтой — разбогатеть.
Прадеду будущего писателя это удалось благодаря авантюризму и предприимчивости.
Он успел многое — поучаствовать в войне между Севером и Югом, дослужиться до звания
полковника, построить железную дорогу и даже написать два романа.
Многие черты своих энергичных предков унаследовал Уильям Фолкнер, но только не
страсть к предпринимательству. Он избрал свой путь — литературное творчество.
Родился Уильям Фолкнер 25 сентября 1897 г. в маленьком провинциальном городке
Оксфорде, штат Миссисипи. Здесь он провел, наверное, лучшие свои юношеские годы,
зачитываясь английской романтической поэзией, классической прозой, произведениями
французских и русских писателей.
И все же это были пока романтические увлечения. Сама же жизнь не очень-то вдохновляла
Уильяма. Школу он бросил, попытка стать профессиональным летчиком провалилась,
служба в банке и на почте закончилась изгнанием, а литературные опыты в виде стихов
и поэмы критики назвали подражанием французскому символизму.
Первые прозаические произведения — романы "Солдат екая награда" и "Москиты" —
были написаны, по признанию
Фолкнера, "ради забавы". Однако уже в них писатель пытается найти собственную
дорогу в литературе, свой, особый стиль, который впоследствии будет известен как
"фолкнеровский", и собственную тему.
В творческом становлении Фолкнеру помог другой крупный американский писатель Шервуд
Андерсон, увидевший в молодом авторе недюжинный талант. Фраза, сказанная ему Андерсоном,
стала крылатой: "Вы, Фолкнер, деревенский парень, все, что вы знаете, это тот
маленький кусочек земли в Миссисипи, где вы начали. Впрочем, этого тоже достаточно.
Это тоже Америка... Все, что нужно Америке, это чтобы вы посмотрели на нее, послушали
и поняли ее, если можете". Свою Америку писатель поместил на своей малой родине
и дал ей имя: Йокнапатофский округ. И произошло невероятное. "Я обнаружил, — говорил
Фолкнер, — что моя собственная крошечная почтовая марка родной земли стоит того,
чтобы писать о ней, что всей моей жизни не хватит, чтобы исчерпать ее тему". Да,
и название местности, и имена персонажей были вымышленными. Но не вымышленными
были те люди, которых хорошо знал Фолкнер и которые перешли в его книги. Не придуманы
и традиции трех поколений южан, заселивших эту часть Америки, реальны их чувства,
страсти, мечты и человеческие отношения. Фолкнер стремился быть предельно точным
в изображении той местности, которую он придумал. Он даже нарисовал подробную
карту с изображением холмов, ферм, балок, дорог и зданий, где разворачивались
события его романов. Под нею он поставил подпись: "Джефферсон, округ Йокнапатофа,
Миссисипи, пл. 2400 кв. миль. Население: белых — 6298, негров — 9313. Уильям Фолкнер
— единственный хозяин и повелитель". Позднее, объясняя свой выбор, он говорил:
"Я воспользовался тем, что знал лучше, то есть местностью, где родился и прожил
большую часть моей жизни. Это как плотник, когда строит забор, пользуется молотком,
который лежит рядом".
Романы Фолкнера — это драма молодого поколения, столкнувшегося с суровой, а порой,
и жестокой реальностью. Одно дело — красивые легенды о героическом прошлом дедов
и отцов, и совсем иное — начинавшийся XX век с обострившимися противоречиями,
девальвацией моральных ценностей.
Впервые город Джефферсон и его обитатели, многие из которых перешли в другие произведения,
возник в романе "Сарторис". Это история об Байярде Сарторисе, внуке некогда знаменитого
Джона Сарториса — личности цельной и героической. Байярд тоже прошел войну, потеряв
на ней родного брата-близнеца. Он возвратился в родные места, терзаемый виной,
что не сумел спасти жизнь близкого ему человека. Драма Байярда была в том, что
он не смог стать таким же отважным, какими были его прадед и брат.
Еще более сложной оказалась психология героев в романе "Шум и ярость", да и сама
книга написана в непривычном для Фолкнера стиле — в импрессионистской манере с
набором аллегорий, символов, ассоциаций. Мысли юных героев порой переданы в виде
"потока сознания". Поэтому читается роман с трудом.
1929 г. для 32-летнего Фолкнера стал во многом переломным. Он женился на Эстелл
Олдхем Франклин, в которую был влюблен с детства. Супруги сняли в Оксфорде маленькую
квартиру. Но денег в семье катастрофически не хватало (у Эстелл было двое детей
от первого брака), и надо было искать работу. Уильям устроился кочегаром на электростанцию,
а по ночам в угольном бункере, на письменном столе, устроенном из перевернутой
тачки, писал...
За "Шумом и яростью" последовали романы "Когда я умирала", "Святилище" и "Свет
в августе". Критика встретила их на удивление благожелательно, хотя сам Фолкнер
чувствовал, что он только подступает к своему писательскому прорыву. Этот период
был, пожалуй, самым счастливым, именно в это время вызрел замысел самого объемного
труда писателя — трилогии "Деревушка", "Город" и "Особняк", которую, в общей сложности,
Фолкнер писал 34 года.
Если говорить о неповторимом стиле Фолкнера, то его можно выразить двумя словами
— скрытая сила. Вроде бы персонажи говорят о самых простых житейских вещах, вроде
бы описываются обычные житейские ситуации. Но за всем этим кроется такая мощь,
такая внутренняя драма, которую читатель иногда способен ощутить в одном предложении,
в одной реплике и даже в молчании героев.
Подобно им, сам Фолкнер был человеком огромного внутреннего напряжения при абсолютном
внешнем спокойствии и кажущемся равнодушии к тому, что происходит вокруг него.
Да и жизнь он вел почти затворническую, разве что за исключением юношеских лет,
когда перепробовал множество профессий, и семилетнего сотрудничества с Голливудом,
на которое пошел исключительно ради заработка. Все остальное время он жил просто
и непритязательно, говоря о себе: "Я не литератор, я фермер". Дом в Оксфорде был
для него лучшим местом для творчества и отдохновения.
Писатель не любил литературных обществ, политических митингов, заявлений для печати,
встреч с коллегами. Когда пришло приглашение от президента Джона Кеннеди с просьбой
прибыть на обед в честь лауреатов Нобелевской премии, Фолкнер сказал: "Передайте
им, что я слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми".
Кстати, и само известие о присуждении ему в 1949 г. Нобелевской премии "За яркий
и уникальный вклад в современную американскую прозу" Фолкнер встретил достаточно
прохладно, если не сказать, равнодушно. Он отказывался ехать в Стокгольм, заявив
прессе, что "...это слишком далеко. Я — фермер и не могу надолго отлучаться".
Уговорила Джилл, дочь писателя. Ей очень хотелось побывать в Европе, а любимой
дочери Фолкнер отказать не мог.
В шведской столице писатель приобрел репутацию самого неразговорчивого из всех
нобелевских лауреатов. На обязательных приемах, обедах, пресс-конференциях он
старался держаться в тени и как можно меньше говорить. Даже Нобелевскую речь он
прочитал так быстро и невнятно, что многие из присутствующих смогли ознакомиться
с ней лишь на следующий день из газет.
Уже в зрелые годы Фолкнер вернулся к увлечению своей молодости — самолету, на
котором летал часто и с удовольствием. И еще была у него одна страсть — к верховой
езде, которая не оставила его и на склоне лет. Лошадей Фолкнер любил безоглядно.
Они же постоянно были и причиной его серьезных травм. Но после выздоровления он
снова садился в седло, говоря: "Не могу я дать этой проклятой кобыле одержать
надо мной верх. Я должен подчинить ее себе". Последнее падение оказалось роковым.
После сильнейшего ушиба Фолкнеру пришлось лечь в больницу, где он скончался 6
июля 1962 г. Похоронили его на кладбище в Оксфорде.
Всю жизнь Фолкнер противился вмешательству в его личную жизнь. Сохранилось его
письмо литератору Малькольму Каули, который собирался писать о нем биографический,
очерк: "У меня одно стремление — исчезнуть как отдельный индивидуум, кануть в
вечность, не оставить в истории ни следов, ни мусора, только книги, которые были
изданы... Пусть итог и история моей жизни найдут выражение в одной фразе моей
эпитафии и некрологе: он создавал книги".