![]() |
Нобелевская премия по литературе
1947 |
Андре
Жид
(1869-1951)
За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Андре Жид стоит как бы особняком во французской литературе. Его индивидуальная
писательская манера, собственный, ни на кого не похожий взгляд на жизнь, и даже
его нетрадиционная сексуальная ориентация, снискали писателю, по выражению Р.
Роллана, репутацию "морального нигилиста". В то время разорванность, внешняя
хаотичность его прозы естественно сочетается с превосходным языком — ясным,
точным и своеобразным. Взамен нарочистых туманностей подражателей символизма
Жид предложил свой стиль, берущий начало от эссе Монтеня. А склонность писателя
к моральной и эстетической проблематике легко объясняется настроениями, царившими
во французском обществе первой половины XX века.
Андре Жид родился 22 ноября 1869 г. в Париже в семье потомственных гугенотов
Поля Жида, профессора Парижского университета, и Жюльетты Рондо, принадлежавшей
к богатой нормандской династии, владевшей богатейшими имениями под Руаном. Фамилия
писателя произошла от старого протестантского рода, основатель которого, известный
как пьемонтский Жидо, спасаясь от религиозных преследований, перебрался в конце
XVI в. в Лангедок.
Детство юного парижанина было таким же, как у всех детей из состоятельных буржуазных
семей. Ранние годы, а позже и каникулы мальчик попеременно проводил в отцовском
поместье Лангедоке и на родине матери в Нормандии. Учился Андре в различных
частных школах, не отличаясь, впрочем, ни глубокими знаниями, ни примерным поведением.
В 11 лет он впервые познал горечь утраты. В возрасте 48 лет от скоротечной чахотки
умер его отец, Поль Жид. Мальчик остался на попечении матери, женщины умной,
доброй, очень набожной и с довольно-таки пуританским характером. Овдовевшая
Жюльетта вместе с единственным сыном некоторое время жила в Монпелье, а в конце
1882 г. переехала в Руан. Мать воспитывала Андре по строжайшим протестантским
правилам, которые среди прочего предусматривали знание наизусть Библии.
В 1889 г., получив аттестат зрелости, 20-летний Андре принял решение продолжить
учебу в Сорбонне, записавшись на литературное отделение. Одновременно он начал
приобщаться к писательскому кругу, посещая различные литературные салоны. Писательским
ремеслом Жид занялся в те годы, когда казалось, что реализм исчерпал себя, и
писатели были заняты поисками новых методов и средств художественной изобразительности.
Поэтому в его первых книгах "Тетради Андре Вальтера" и "Стихотворения Андре
Вальтера", написанных в 1891—1892 гг., чувствуется влияние родоначальника символизма
Стефана Малларме и Оскара Уайльда. Кроме того, они несут на себе отпечаток религиозно-пуританского
воспитания самого автора. Образ Андре Вальтера был близок к гетевскому Вертеру,
но любовный сюжет Жид использовал как основу для эстетических, религиозных и
философских размышлений. Обе книги были написаны в исповедальном стиле, который
впоследствии станет отличительной чертой произведений Андре Жида.
Каноны символизма все же не удовлетворяют начинающего писателя. Жид ищет свое
место в литературе, что отразилось в сочинениях на этические темы: "Трактате
о Нарциссе" и "Любовном стремлении". К 1895 г. его бунт против существующих
художественных течений оформился в гротесковом романе "Болото", где молодой
писатель выдвигает лозунг "бескорыстного действия", свободного от всякого внешнего
влияния и направленного исключительно на утверждение собственного "я".
Наряду с этим, в последующих своих произведениях Жид акцентирует внимание на
деградации общества и упадке культуры. Наиболее ярко эта мысль проявилась в
книге-фарсе "Плохо прикованный Прометей", написанной в 1899 г., сатирическая
тональность которой проступала уже в ее заглавии. Сюжет романа необычен. В современный
Париж, властителем которого является банкир Зевс, попадает Прометей, освободившийся
от сковывающих его цепей. Прометей не один, с ним орел — символ совести, морали,
творческого горения. В финале книги Прометей попадает в тюрьму, убивает орла,
съедает его и становится самодовольной посредственностью.
Весна 1895 г. обозначилась тяжелым потрясением для Андре — умерла его мать.
"Я ощутил, как все мое существование низвергается в бездну любви, несчастья
и свободы", — так откликнулся он на ее кончину. А летом того же года произошло
событие уже прямо противоположного характера — обручение, а затем и женитьба
Андре на кузине Мадлен Рондо, в которую он был влюблен еще в ранней юности.
Правда, прежде чем сделать предложение, Андре заручился заверениями врача, что
его гомосексуальные пристрастия после женитьбы исчезнут сами собой. Осенью молодые
отправились в свадебное путешествие, продлившееся полгода. Но ни скитания по
свету, ни сомнительные утехи, склонность к которым рано обнаружилась в Андре,
не могли отвлечь его от напряженной литературной работы. С 1899 по 1907 гг.
писатель плодотворно работал и стабильно издавал одну книгу за другой. Даже
их названия свидетельствуют о широте интересов и огромной эрудиции автора: "Филоктет",
- "Эль Хадж", "Письма к Анжеле", "Царь Кандавл", "Саул". Однако подлинную славу
Андре Жиду принесли романы "Имморалист" (о молодом ученом, сбросившем с себя
груз моральных традиций), "Тесные врата" (об аскетизме, удерживающем юношу и
девушку от наслаждений во имя добродетели и приводящем их к трагедии) и "Подземелья
Ватикана" (о воровской шайке, собирающей с благочестивых католиков деньги на
спасение якобы похищенного Папы). В 1912 г. писатель, страдавший в то время
неврастенией, отправился для лечения в Тунис. Задержавшись в Марселе, он неожиданно
свернул во Флоренцию, откуда вместе с другом, писателем Анри Геоном, продолжил
путешествие по Италии, Греции и Турции. О связи Андре с Анри вскоре стало известно
Мадлен, случайно вскрывшей письма мужа, адресованные Геону. 20-летняя семейная
жизнь дала первую трещину. Разлад между супругами усугубился после того, как
Жид увлекся 16-летним Марком Аллегре, сыном пастора, бывшего старинным другом
писателя. Мадлен сожгла все любовные, письма мужа, поняв, что прошлого счастья
уже не вернуть. А Марк охотно принимал ухаживания и другого выдающегося писателя
— Жана Кокто, из-за чего отношения между Жидом и Кокто навсегда остались прохладными.
Чтобы привязать к себе Марка, Жид усыновил его и отправился с ним в Англию.
О своем чувстве к юноше 48-летний мэтр писал: "Я не ощущаю больше ни своего
возраста, ни ужаса времени, ни погоды. Я уже не могу обходиться без М. Вся моя
молодость — это он".
Мадлен стойко пережила этот удар, хотя сам Жид понимал, что зыбким отношениям
с женой пришел конец. Нетрадиционная любовь писателя послужила поводом для написания
двух скандальных для того времени книг "Пока зерно не умрет" и "Коридон" с открытым
признанием в страсти к мальчикам, подросткам и юношам. Обе книги вызвали негодование
католических священников и определенной части общества.
В 1925 г. был написан роман "Фальшивомонетчики", в котором писатель подвел своеобразный
итог своему творчеству почти за 40 лет. Он стал наиболее цельным из всех произведений
Жида. В нем автор затронул множество актуальных проблем и изобразил различные
человеческие типы, в том числе литературных фальшивомонетчиков и фальшивомонетчиков
в буквальном смысле слова...
30-е годы прошли в многочисленных поездках Жида по разным странам, в том числе
и с культурной миссией, интенсивной работой над переводами Уитмена, Блейка,
Тагора, исследованиями творчества Достоевского. В 1932 г. писатель подготовил
свое 15-томное полное собрание сочинений, последний том которого вышел спустя
семь лет. В то же время Андре Жида увлекла политическая и общественная жизнь.
Он активно пропагандирует коммунистические идеи, вместе с Андре Мальро отправляется
в Берлин с целью потребовать от Геббельса освобождения из тюрьмы Г. Димитрова
и других коммунистов, участвует в писательском конгрессе в защиту культуры,
подписывается под обращением к греческому правительству с призывом освободить
политзаключенных.
Впрочем, коммунистическая эйфория закончилась в 1936 г. после посещения большевистской
России и публикации книг "Возвращение из СССР" и "Поправки к моему возвращению
из СССР". Выход их в свет означал не только полный разрыв с коммунизмом, но
и запрет в Советском Союзе на издание всех произведений Андре Жида.
В 1947 г. писателю была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета,
и в этом же году он был удостоен Нобелевской премии по литературе "за глубокие
и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены
с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью".
Плохое самочувствие не позволило писателю прибыть на церемонию награждения в
Стокгольм, и его Нобелевскую речь прочел французский посол в Швеции Габриэль
Пюо. Жид писал: "В течение многих лет мой голос представлялся мне гласом вопиющего
в пустыне, позже я думал, что обращаюсь к очень немногим, но вы доказали мне
сегодня, что я был прав, когда верил в преимущество узкого круга читателей.
Вы подали свой голос не столько за мой труд, сколько за тот независимый дух,
который витает в моих книгах, за тот дух, который в наши дни подвергается всевозможным
нападкам".
В феврале 1950 г. Жид перебирается в городок Жуан-ле-Пен на Лазурном берегу,
где живет на вилле "Синяя птица". Возвратившись осенью в Париж, он принимает
участие в репетициях своей пьесы "Подвалы Ватикана". Тогда же выходит его знаменитый
"Дневник (1942—1949)", который он вел почти 60 лет.
19 февраля 1951 г. в возрасте 82 лет Андре Жид умер в Париже от воспаления легких.
После бурных протестов религиозной общины усопший все же был предан земле на
кювервильском кладбище в присутствии местного пастора.
Эпиграфом к творчеству Андре Жида, одному из наиболее проницательных умов XX
столетия, могли бы служить его слова:
Все, что должно быть сказано,
Уже было сказано,
Но поскольку никто не слушал,
Приходится повторять все сначала.
Сам Андре Жид сумел сказать миру о том, что ему известно, ни в чем не повторяясь.