![]() |
Нобелевская премия по литературе
1945 |
Габриэла
Мистраль
(1889-1957)
За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Чилийская поэтесса, педагог и дипломат Габриэла Мистраль (настоящее имя: Лусила
Годой Алькаяга) родилась 7 апреля 1889 г. в с. Викуньи, провинция Кокимбо, в Андах,
центре Чили, в семье индейца, учителя школы.
Под влиянием сестры работала помощником учителя, писала стихи и политические статьи
в местной печати. Ее жених покончил жизнь самоубийством, и пораженная этим несчастная
Лусила написала "Сонеты смерти" (1914), которым присудили первый приз
на чилийском конкурсе в Сантьяго "Фестиваль цветов". Тогда же от имен
любимых поэтов Габриэлле д'Аннунцио и Фредерика Мистраля она взяла себе псевдоним,
который стал со временем всемирно известным. Работая учительницей, потом инспектором
во многих местах, Мистраль в г. Темуко познакомилась с шестнадцатилетним президентом
школьного литературного издательства Пабло Нерудой и стала его покровительницей.
Уже директором лицея в Сантьяго в 1922 г. при помощи Института испаноязычных литератур
при Колумбийском университете Г. Мистраль издала книгу стихов "Отчаяние".
Всю ее прохватывает щемящая боль. Она, как нервная нить, на которую нанизываются
чувства и мысли, соединяет тематически весь сборник, в котором автор доверчиво
открывает читателю женские страдания, вызванные трагической любовью и несбывшимся
материнством. Эта книга принесла Г. Мистраль международное признание. Уволенная
с должности директора лицея (не имела высшего образования), она поехала в Мексику,
где успешно разрабатывала реформу школы и изучала жизнь индейцев. Потом были поездки
в США, Испанию, Францию и Италию, триумфальное возвращение, пожизненная пенсия
и должность советника по культуре в правительстве Чили.
Следующий сборник "Нежность" также имел глобальный успех. В основном
это были стихи о горе женщины, которая одинока и несчастна. Но здесь уже ощутим
выход в мир людей — звучит тема судьбы отдельного человека и братства людей. Воспевая
Чили, она выходит из своего духовного мира — индейского происхождения. В стихах
Мистраль есть элементы пантеизма и анимизма — они идут от индейского восприятия
мира... Она на редкость остро ощущала свое происхождение и заговорила о нем намного
раньше за других. Ее солнце — „солнце инков и майя", каждый ребенок — индейский
ребенок.
Преподавая в Колумбийском и Перуанском университетах, работая в Париже в Лиге
Наций, а потом консулом в Италии и Испании, Мистраль пропагандировала латиноамериканскую
литературу, начиная от своего духовного учителя никарагуанца Рубена Дарио к консулу
Чили в Сайгоне, молодого, но известного Пабло Неруды, который в скором времени
стал на родине персоной "нон грата".
Сборник "Рубка леса" (1938) — антифашистское издание, проникнутое печалью
за трагической судьбой народа Испании. В 1942 г. в Бразилии, являясь консулом
Чили, она подружилась со Стефаном Цвейгом и его женой, которые, переживая еврейский
геноцид, позже покончили с собой. Этому трагическому событию посвящен сборник
произведений "Давильня" (1954).
В 1945 г. Габриэле Мистраль присудили Нобелевскую премию "за поэзии истинного
чувства, которое сделало ее имя символом идеалистических направлений для всей
Латинской Америки". В приветственном послании Шведского Нобелевского комитета
отмечалось: "Отдавая надлежащее богатой латиноамериканской литературе, мы поздравляем
ее королеву, творца "Отчаяния", что стала великим певцом печали и материнства".
Мистраль стала первым лауреатом Нобелевской премии на своем континенте. Она в
ответ в своей речи сказала, что считает себя представителем всей латиноамериканской
культуры и поздравляет "духовных первооткрывателей Швеции".
Годы жизни Г. Мистраль вмещают в себе гигантскую творческую биографию относительно
одинокого человека, который кипел в котле людей и событий. Ее стихи, в которых
христианство давно переплелось с индейскими мифами, а лирика неотделимая от оды,
без сомнения будит переводчиков и читателей, которые хотят глубже понять этот
безоглядно смелый и независимый дар. Но иногда милосердие, бережливое отношение
к слабому приводит ее от громоподобных пророчеств, где художественные образы нагромождаются
один к одному, будто величественные монолиты пирамид, к тишайшей песне человечества
— колыбельной. Никогда не имея ни семьи, ни детей, Габриэла была на родине — не
без латиноамериканской пафосности — „матерью всех детей", а ее колыбельные
стали классическими.
Писательница работала консулом в Лос-Анджелесе, Риме, в Комиссии по правам человека
ООН; в 1954 г. в связи с присвоением ей степени доктора Чилийского университета
выступала в президентском дворце, где ее слушали 200 тысяч человек. Она была также
почетным доктором Колумбийского университета.
Г. Мистраль умерла 10 января 1957 г. в г. Хемпстеде, штат Нью-Йорк. Тело было
перевезено в Чили и после трехдневного всечилийского траура она была похоронена
с военными почестями как национальный герой.