Габриэла Мистраль | Нобелевская премия по литературе  1945 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1945

Габриэла Мистраль
(1889-1957)
За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея




Чилийская поэтесса, педагог и дипломат Габриэла Мистраль (настоящее имя: Лусила Годой Алькаяга) родилась 7 апреля 1889 г. в с. Викуньи, провинция Кокимбо, в Андах, центре Чили, в семье индейца, учителя школы.

Под влиянием сестры работала помощником учителя, писала стихи и политические статьи в местной печати. Ее жених покончил жизнь самоубийством, и пораженная этим несчастная Лусила написала "Сонеты смерти" (1914), которым присудили первый приз на чилийском конкурсе в Сантьяго "Фестиваль цветов". Тогда же от имен любимых поэтов Габриэлле д'Аннунцио и Фредерика Мистраля она взяла себе псевдоним, который стал со временем всемирно известным. Работая учительницей, потом инспектором во многих местах, Мистраль в г. Темуко познакомилась с шестнадцатилетним президентом школьного литературного издательства Пабло Нерудой и стала его покровительницей. Уже директором лицея в Сантьяго в 1922 г. при помощи Института испаноязычных литератур при Колумбийском университете Г. Мистраль издала книгу стихов "Отчаяние". Всю ее прохватывает щемящая боль. Она, как нервная нить, на которую нанизываются чувства и мысли, соединяет тематически весь сборник, в котором автор доверчиво открывает читателю женские страдания, вызванные трагической любовью и несбывшимся материнством. Эта книга принесла Г. Мистраль международное признание. Уволенная с должности директора лицея (не имела высшего образования), она поехала в Мексику, где успешно разрабатывала реформу школы и изучала жизнь индейцев. Потом были поездки в США, Испанию, Францию и Италию, триумфальное возвращение, пожизненная пенсия и должность советника по культуре в правительстве Чили.

Следующий сборник "Нежность" также имел глобальный успех. В основном это были стихи о горе женщины, которая одинока и несчастна. Но здесь уже ощутим выход в мир людей — звучит тема судьбы отдельного человека и братства людей. Воспевая Чили, она выходит из своего духовного мира — индейского происхождения. В стихах Мистраль есть элементы пантеизма и анимизма — они идут от индейского восприятия мира... Она на редкость остро ощущала свое происхождение и заговорила о нем намного раньше за других. Ее солнце — „солнце инков и майя", каждый ребенок — индейский ребенок.

Преподавая в Колумбийском и Перуанском университетах, работая в Париже в Лиге Наций, а потом консулом в Италии и Испании, Мистраль пропагандировала латиноамериканскую литературу, начиная от своего духовного учителя никарагуанца Рубена Дарио к консулу Чили в Сайгоне, молодого, но известного Пабло Неруды, который в скором времени стал на родине персоной "нон грата".
Сборник "Рубка леса" (1938) — антифашистское издание, проникнутое печалью за трагической судьбой народа Испании. В 1942 г. в Бразилии, являясь консулом Чили, она подружилась со Стефаном Цвейгом и его женой, которые, переживая еврейский геноцид, позже покончили с собой. Этому трагическому событию посвящен сборник произведений "Давильня" (1954).

В 1945 г. Габриэле Мистраль присудили Нобелевскую премию "за поэзии истинного чувства, которое сделало ее имя символом идеалистических направлений для всей Латинской Америки". В приветственном послании Шведского Нобелевского комитета отмечалось: "Отдавая надлежащее богатой латиноамериканской литературе, мы поздравляем ее королеву, творца "Отчаяния", что стала великим певцом печали и материнства". Мистраль стала первым лауреатом Нобелевской премии на своем континенте. Она в ответ в своей речи сказала, что считает себя представителем всей латиноамериканской культуры и поздравляет "духовных первооткрывателей Швеции".

Годы жизни Г. Мистраль вмещают в себе гигантскую творческую биографию относительно одинокого человека, который кипел в котле людей и событий. Ее стихи, в которых христианство давно переплелось с индейскими мифами, а лирика неотделимая от оды, без сомнения будит переводчиков и читателей, которые хотят глубже понять этот безоглядно смелый и независимый дар. Но иногда милосердие, бережливое отношение к слабому приводит ее от громоподобных пророчеств, где художественные образы нагромождаются один к одному, будто величественные монолиты пирамид, к тишайшей песне человечества — колыбельной. Никогда не имея ни семьи, ни детей, Габриэла была на родине — не без латиноамериканской пафосности — „матерью всех детей", а ее колыбельные стали классическими.

Писательница работала консулом в Лос-Анджелесе, Риме, в Комиссии по правам человека ООН; в 1954 г. в связи с присвоением ей степени доктора Чилийского университета выступала в президентском дворце, где ее слушали 200 тысяч человек. Она была также почетным доктором Колумбийского университета.

Г. Мистраль умерла 10 января 1957 г. в г. Хемпстеде, штат Нью-Йорк. Тело было перевезено в Чили и после трехдневного всечилийского траура она была похоронена с военными почестями как национальный герой.