![]() |
Нобелевская премия по литературе
1939 |
Франс
Силланпяя
(1888-1964)
За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Финский прозаик Франс Эмиль Силланпяя родился 16 сентября 1888 г. в поселке Хямеенкюрё
на юго-западе Финляндии в семье сельских наймитов, которые позже стали арендаторами.
После окончания начальной школы Силланпяя учился в лицее в Тампере, подрабатывал
как репетитор, в 1908-1913 гг. — студент Хельсинского университета, где изучал
биологию. Из-за материальных нужд и ухудшения состояния здоровья бросил обучение
и поселился в селе в родителей с намерением посвятить себя литературной работе.
Еще в студенческие годы Силланпяя печатал в газетах и журналах свои рассказы.
Его мировоззрение сформировалось под влиянием эволюционных взглядов Э. Геккеля,
интуитивистской философии А. Бергсона, теории относительности А. Эйнштейна, морфологии
культуры О. Шпенглера и психоаналитического учения З. Фрейда. Сугубо же литературные
вкусы выработались под влиянием произведений М. Метерлинка и особенно К. Гамсуна,
чье влияние ощутимо в первом романе Силланпяя "Солнце и жизнь" (1916).
Это произведение продолжало традицию финской лирической прозы и вместе с тем было
новаторским: Силланпяя экспериментировал с категорией повествовательного времени
и его психологическим наполнением. Так называемый „панкосмизм" в Силланпяя
связан с его представлением о „сферическом сознании” в отличие от обычного „линейного
сознания", как в картинах Сезанна. В романе "Солнце и жизнь" в
душах героев происходит борьба "почвы" и "культуры", аграрного
и урбанистического начала, подчеркивается особая опасность "потери корней".
Эта тема была господствующей и в рассказах Ф. Силланпяя того времени.
По горячим следам финской революции и обретения независимости написана книга рассказов
"Дети человеческие в шествии жизни" (1917) и как осмысление того времени — роман
"Праведная бедность" (1919), который имел большой успех. В те годы Силланпяя старался
быть в стороне от событий, в самом произведении нет развернутого изображения сложнейшего
периода финской истории, это "Полная биография одного финна". Многострадальная
биография Юха Тойвола — наймита и лесоруба — описанная со дня рождения до трагического
финала — расстрела. Силланпяя, как и К. Гамсун, рассказывает все, о чем идет речь
дальше, на первой странице, но потом заставляет читать пятнадцать листов". Действительно,
смерть героя — в начале романа, но изобразительная сила его таланта такая, что
просто затягивает в дальнейший текст. Произведение написано со значительной политической
отстраненностью, герой его "без вины виноватый". Известный прозаик Ю. Ахо писал
автору: " Очень современная книга — она заставляет много чего понять и увидеть
в истинном свете даже тех, кто долго ничего не понимал и не видел. Такой глубокой
пахоты целины и рыхления грунтового пласта, как это сделали вы своим романом,
давно не было в финской литературе. И такая книга, несомненно, будет влиять еще
очень долго".
Повесть "Хилту и Рагнар" (1923), сборники рассказов "Под защитой
ангелов" (1923), "На земле" (1924), "Причастие" (1928)
и другие принесли Силланпяя славу в скандинавском регионе. И эти произведения
были своеобразным подходом к роману "Усопшая в юности" (1931), который
стал всемирно известным.
Это также "крестьянский роман", в котором герой и его дочь — крестьяне
больше за рождением, а не за внутренним миром. Кустаа Салмелус унаследовал усадьбу,
но он не может быть корыстным и вымогателем, не хочет "быть бессовестным
в зле". Он непрактичен, поэтому быстро обеднел, залез в долги, умирает в
бедности, а дочка идет в батрачество. Рассказ о дочери — будто отдельное произведение,
романтическое, в противоположность от реалистической первой части романа. Так,
Силья работает у хозяев, где страшные условия жизни и работы, у нее возникает
туберкулез. А эта романтическая девушка поднята на абсолютно моральную высоту.
Она — как "Христовая невеста", и когда умирала, "лишь плоть покниула
ее, желая оставить большее пространства для духа".
Этический максимализм Силланпяя в этом романе доминирует, и его неоднократно сказанные
слова о своем творчестве как об "изображении судьбы и человеческого назначения"
прямо введены в текст произведения: "Силья только и успела, что быть человеком,
радостно исполнив свое назначение". Это тот луч света, который освещает идеалы
гуманизма.
В романе "Путь мужчины" (1932) Силланпяя изобразил героя, который стал
будто антиподом Сильи. Чтобы показать заботливого и справедливого к рабочим хозяина,
автор после серии моральных компромиссов в его жизни облегчил "приход к счастью"
героя: умирает нелюбимая жена, и он вступает в брак со своей первой любовью, умирают
его враги... Герой не стал идеальным, ведь, как всегда, тяжело изобразить положительного
героя.
Книге "Люди в летнюю ночь" (1934) автор дал подзаголовок "Эпическая
сюита". Это действительно будто поэма в прозе, где импрессионистически изображена
многогранность человеческой жизни, где биологическая концепция жизни отражается
на манере сказа, протяжность времени воспринимается разными персонажами по-разному.
В 1939 г. Ф. Е. Силланпяя за роман "Усопшая в юности" присудили Нобелевскую
премию. В формулировании Комитета отмечалось: "За глубокую проникновенность
в жизнь финских крестьян и замечательное изображение их обычаев и взаимоотношений
с природой". При вручении прозвучало: "Мы восхищены не только вами,
а и вашим народом" — шла война между СССР и Финляндией, продолжалась Вторая
мировая война. Эти события, а также смерть жены послужили причиной глубокой депрессии
писателя, что и привело его к психбольнице. Там он написал романы "Август"
(1941), "Красота и страдания человеческой жизни" (1944) — произведения
немного автобиографические, о художниках во время отчаяния и неудач.
После выздоровления Силланпяя написал три книги мемуаров, часто выступал по радио,
стал любимцем финнов, "Дедушкой", "Патриархом нации". Его
произведения — в золотом фонде финской и европейской литературы.
Умер Ф. Е. Силланпяя 3 июня 1964 г. в Хельсинки.