![]() |
Нобелевская премия по литературе
1937 |
Роже
Мартен дю Гар
(1881-1958)
За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Французский романист и драматург Роже Мартен дю Гар родился 23 марта 1881 г. в
пригородном районе Парижа Неи-Сюр-Сен в семье адвоката. Учился сначала в лицее
Комкоре, высшее образование получил в Эколь де Шарт — в лучшем архивно-историческом
заведении Франции.
Под влиянием "Войны и мира" Л. Толстого после окончания вуза написал
большой роман о сельском священнике, но произведение осталось незавершенным. Весной
1908 г. за несколько недель написал роман "Становление" — портрет молодого
автора, который вступает в жизнь с надеждой победить, но все завершается крахом.
В романе "Жан Баруа" (1913), который имел огромный успех, М. дю Гар
изобразил широкую картину жизни французского общества на грани ХІХ-ХХ веков, которое
было расколото надвое "делом Дрейфуса". В основе произведения также
конфликт науки и религии, вопрос, который часто возникает в произведениях излома
столетий: прибавляет ли наука духовных ценностей, которые могли бы заменить религиозные?
Как согласовать ее с догматами католицизма? Автор не старался дать ответ на эти
вопросы, но вывел на сцену людей, которые терзаются ими.
Во время Первой мировой войны М. дю Гар служил в французской армии, после 1919
г. работал в театре, а в 1920 г. переехал в имение родителей, где начал работу
над романом "Семья Тибо", 8 томов которого вышли с 1922 по 1940 г. Две
буржуазных семьи — католическая и протестантская, два главные герои — Жак, социалист
и революционер, и врач Антуан, консерватор — стали той основной осью, вокруг которой
происходят все события эпопеи. Главные герои — отец и сыны Тибо — люди большой
трудоспособности, воли, настойчивости, имеют и одинаковые недостатки: суровость,
упрямство. В первых частях исторические и общественные проблемы почти не затронуты
— речь идет о становлении личностей, развитии индивидуальности героев. В дальнейшем
война, политические проблемы, международная революция выходят на передний план.
Личность раздавлена. Равнодушный мир продолжает существовать.
В первом томе эпопеи "Серая тетрадь" (1922) происходит знакомство с
семьей Тибо: отцом, матерью, сыновьями. Следующий — "Исправительная колония"
(1922) — о пребывании Жака в колонии как наказания за дружбу с протестантами и
бегство из дома, "Солнечная пора" (1923) — о первой любви Жака и "День
врача" (1928) — посвященний работе Антуана, который стал прекрасным специалистом
и гордится своей профессией. После "Смерти отца" (1929) эпопея, будто
снеговой ком, обрастает социальными и политическими проблемами. "Лето 1914"
— о подготовке к империалистической войне и борьбе против нее. В "Эпилоге"
М. дю Гар трагически завершил судьбы героев — раскидывая пацифистские открытки
над немецкими окопами, гибнет Жак; отравленный газами, умирает Антуан. Как делала
замечание критика, из всех великих романов XX века "Семья Тибо" — наиболее
трагичный.
Романы "Завещание дядечка Лельо" (1920) и "Водянка" (1928)
стали истинным фарсом на крестьянскую жизнь. Повесть "Старая Франция"
(1933) — произведение такого же плана. Пьесы М. дю Гара не имели значительного
успеха, некоторые из них, как "Молчаливый" (1932), проникнуты мотивами
фрейдизма и гомосексуализма.
После 1940 г. автор работал над эпопеей "Дневники полковника Момора",
которую не завершил. Об этом романе нужно сказать несколько слов отдельно, ведь
М. дю Гар работал над этим произведением восемнадцать лет, опубликовав лишь "Заметки
об Андре Жиде" и "Автобиографические и литературные воспоминания".
Трудным был поиск самой формы: сначала он задумывался как десятки новелл в хронологическом
порядке, потом форма "роман в письмах"; еще позже — дневник. В центре
сказа — выпускник военной академии 1889 г., участник Первой мировой войны, генерал
в отставке. В 1940 г. в его доме были расквартированы немецкие солдаты и офицеры.
В отношениях с ними и возникает образ патриота-француза, в их разговорах и дискуссиях
— отношение прогрессивных французов к "новому порядку", создание "новой
Европы" под властью Германии. Старый Момор бросил свой дом в августе 1940
г., отправился в так называемую "свободную зону", где, не считаясь со
своим преклонным возрастом, принимает активное участие в движении Сопротивления.
Лишь в 1944 г. он возвратился домой. Заметно, что роман "не отшлифованный",
но его хорошо встретила пресса, а некоторые критики считали, что местами он отнюдь
не хуже, чем "Семья Тибо". Особенно глубоко и всесторонне изображено
Францию до 1940 г., где аналитический скальпель писателя воссоздал состояние общества
от обычных семейных отношений до " высших сфер" — руководства страной.
В 1937 г. М. дю Гари присуждают Нобелевскую премию "за художественную силу
и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной
жизни". Поздравляя его, Шведская академия отметила, что автор "утверждает
идеализм человеческого духа". Сам же М. дю Гар в выступлении заметил, что
он поздравляет "независимую личность, которая избегает соблазна фанатичных
идеологий и сосредоточена на самопознании".
Умер М. дю Гар 23 августа 1958 г. в своем имении на нормандском побережье, за
несколько месяцев до смерти приведя в порядок бумаги, огромную переписку и объемный
дневник (1915-1949 гг.).