![]() |
Нобелевская премия по литературе
1936 |
Юджин
О’Нил
(1888-1953)
За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Американский драматург, потомок переселенцев из Ирландии, Юджин О’нил родился
16 октября 1888 г. в Нью-Йорке в семье "актера одной роли" (отец любил
играть роль графа Монте-Кристо). Детство его прошло "на колесах" - театр
часто переезжал из города в город. О’нил сначала учился в католической школе-интернате,
потом в колледже, в 1906 г. вступил в Принстонский университет, но после первого
курса бросил его. До 30 лет он объездил десяток стран: в Аргентине и Англии бродяжничал,
в Гондурасе занимался коммерцией, был там также и золотоискателем, два года плавал
к Африке и Южной Америке, пока в Нью-Лондоне не устроился репортером. Там он заболел
на туберкулез и после шестимесячного лечения "родился вторично".
Ю. О’нил начал писать одноактные пьесы (книга "Жажда", 1914). Всего
же в его заделе сорок одноактных пьес, но некоторые он уничтожил. Как и в предыдущем
сборнике, так и в следующем ""Луна над Карибским морем" и шесть
других пьес о море" (1918) О’нил в противоположность салонной драматургии
вводит в свои произведения новых героев - моряков, бродяг, пьяниц, проституток
или попрошаек, чей внутренний мир отнюдь не более простой чем мир героев семейно-бытовых
драм.
Первым произведением, поставленным на сцене, была пьеса "На восток, к Кардиффу"
(1916) и шла в помещении заброшеной корабельни. Она же стала нью-йоркским дебютом
автора.
Большую огласку имела пьеса "Жажда", в которой показана трагедия троих
людей, которые после катастрофы корабля оказались среди открытого моря. Это произведения
с трагическим звучанием, условия жизни героев и ситуации требовали от автора изображения
вплоть до натуралистических тонов.
В 1918 г. О’нил написал первую большую пьесу "За горизонтом". Она была поставлена
1920 г. на Бродвее и имела грандиозный успех. В надоедливом всем любовном треугольнике
О’нил сумел найти новые грани. Любовь ломит жизнь героям. Под его влиянием романтик
становится практиком, брат, который любил землю, - неудачным спекулянтом. Несчастной
осталась и девушка. Раз принятое неправильное решение приводит к катастрофе в
жизни. Немного иначе, уже с растленным влиянием золота, изображена низость действий
человека в пьесе "Золото" (1920). В этом же году была поставлена "Анна Кристи",
в которой позже автор кое-что изменил акценты. Старший боцман бережет дочь от
жизни в портах и на море: отправляет к родным. Но там из-за стечения обстоятельств
и жестокости окружающих она оказывается в борделе. Душа у нее все же остается
чистой, и лишь через открытие правды возлюбленному она чувствует себя счастливой.
В пьесе "Любовь под вязами" (1924), которая обошла все сцены мира, всего три персонажи
- старый фермер Эфриам Кэбот, еще сильный мужчина с железной волей к жизни, его
молодая жена Абби, практичная, но и страстная натура, и его сын Эбин, немного
грубый, но и с прорывами глубокой душевности, - действуют в этом произведении.
Это произведение за могущественной силой первобытных страстей напоминает античные
трагедии. Он писал: "Практические жизненные интересы и даже корыстные расчеты
так тесно сплелись с душевными порывами высокого полета, что иногда тяжело решить,
чем обусловлен тот или другой поступок - настоящим чувством или желанием донять
другому". И действительно, желание владеть - землей, деньгами, любимым существом
- ведет к страшной семейной трагедии.
Экспериментальные пьесы "Император Джонс" (1920) - о проводнике вагона,
который после совершения преступления убежал в Африку и стал вождем островитян,
и "Косматая обезьяна" (1922) - о бунте маленького человека, который
выбрал в друзья гориллу, также имели большой успех. Авангардизм в драматургии
США, считают критики, начался с пьесы Ю. О’нила "Великий бог Браун"
(1926), созданной на материале жизни художников. Здесь автор использует приемы
условного театра и театра масок. Антирасистским пафосом пронизана пьеса "Крылья
даны всем детям человеческим" (1923).
Девятиактовая драма "Странная интерлюдия" (1928) - произведение оригинальное,
где герои, кроме диалога, делятся со зрителями своими мыслями, обращаясь к залу.
Трилогия "Электре подобает траур" (1929) - перенесение античной трагедии об Агамемноне
в XIX век во времена после гражданской войны в США. Но гибель целого рода произошла
не только по воле судьбы, а и через страсти самых людей. Единственная комедия
О’нила - "О, дикость" (1933) - лирическое произведение, в котором прочитываются
автобиографические мотивы.
В 1936 г. Ю. О’нил первым из американских драматургов был удостоен Нобелевской
премии "за силу влияния, правдивость и глубину драматических произведений,
которые по-новому, оригинально истолковывают трагедии". Из-за болезни лауреат
не прибыл на церемонию вручения премии, но в тексте речи, которую прислал Комитету,
подчеркнул: "Для меня - это символ того, что Европа признала зрелость американского
театра".
После получения Нобелевской премии О’нил создал еще три шедевра. "Разносчик
льда грядет" (1939) созвучный с пьесой М. Горького "На дне". Там
тоже герои - люди "дна", пивнушек и мест разврата. Двенадцать лет О’нил
не печатался, но писал величественную серию драм - показал жизнь США на протяжении
100 лет - "История зажиточных, которые обездолили себя". Однако создал
лишь две пьесы "Величественные здания" (1939) и "Душа поэта"
(1942). Другие произведения автор незадолго до смерти уничтожил.
Вторым шедевром стала пьеса "Долгий день уходит в ночь" (1941). Здесь
четко видны автобиографические черты. Отец героя - актер-романтик, мать - наркоманка,
старший сын - пьяница, который медленно опускается на дно жизни. А сам герой страдает
от семейной атмосферы, несправедливых оскорблений.
В пьесе "Луна для пасынков судьбы" (1943) О’нил продолжил рассказ о
судьбе старшего сына семьи из предыдущего произведения - дальнейшее падение героя.
В 1943 г. драматург заболел. Это были тяжелые 10 лет - обессиливание, разлад здоровья,
болезнь Паркинсона. Пьесы О’нила ставились в театрах всего мира, тем не менее
он не мог даже писать. И ко всему разлад в семье, самоубийство старшего сына доконали
его.
Умер Ю. О’нил 27 ноября 1953 г. в Бостоне.