Дэвид Балтимор | Нобелевская премия по медицине  1975 | Биография
Нобелевская премия по медицине  1975

Дэвид Балтимор
(1938)
За открытия, касающиеся взаимодействия между онкогенными вирусами и генетическим материалом клетки
Биография




Американский специалист по молекулярной биологии Дэвид Балтимор (David Baltimore) родился 7 марта 1938 года в Нью-Йорке, в семье Гертруды Балтимор (Липшиц) и Ричарда Балтимора. Начальное и среднее образование Дейвид получил в государственной школе, где проявилась его склонность к биологии и математике. По программе для одаренных учеников средней школы он провел лето в Джексоновской лаборатории исследования генетики млекопитающих в Бар-Харборе (штат Мэн). Здесь он познакомился с Хауардом М. Темином, студентом-биологом, только что закончившим Свортмор-колледж в Пенсильвании.

В 1956 г. Балтимор закончил среднюю школу и поступил в Свортмор-колледж, где специализировался по химии. В 1960 г. он получил диплом бакалавра с отличием и поступил в аспирантуру Массачусетского технологического института (МТИ) в Кембридже. Спустя год он перешел в Рокфеллеровский университет в Нью-Йорке, где работал под руководством Ричарда Фрэнклина, признанного авторитета в вирусологии. Особенно интересовали Балтимора механизмы размножения вирусов в клетках животных. На церемонии присвоения Балтимору докторской степени в 1964 г. в Рокфеллеровском университете один из профессоров сказал: «Учителя и коллеги Дэвида всегда отмечали его умение быстро усваивать материал и способность к обобщениям».

В 1963/64 учебном году Балтимор продолжал исследования в постдокторантуре факультета биологии МТИ. В следующем году он стал членом совета по молекулярной биологии в Нью-йоркском медицинском колледже Альберта Эйнштейна. Затем с 1965 по 1968 г. он работал научным сотрудником в Солковском институте биологических исследований в Ла-Джолле (штат Калифорния). В институте он встретился с Ренато Дульбекко, разработавшим количественные методы экспериментального изучения генетики вирусов и классификацию различий между нормальными клетками и клетками, ставшими опухолевыми в результате вирусного заражения. В своих исследованиях Дульбекко установил, что если рост нормальных клеток ограничивается физиологическими механизмами торможения, опухолевые клетки способны к безудержному размножению.

В 1968 г. Дэвид стал адъюнкт-профессором микробиологии в МТИ, а в 1969 г. – редактором «Журнала вирусологии» («Journal of Virology»). Стремясь выяснить, каким образом происходит репликация генетической системы в живых клетках, он продолжал свои первоначальные исследования вируса полиомиелита. Балтимор считал, что это позволит ему сформулировать общую гипотезу репликации любых вирусных систем. Однако к концу 60-х гг. стало ясно, что существует несколько систем репликации. Темин, работавший тогда в Висконсинском университете, предположил, что у некоторых вирусов (например, вируса саркомы Роуса, названной так по имени Пейтона Роуса) в белковой оболочке имеется фермент, облегчающий удвоение вирусных генов в дезоксирибонуклеиновой кислоте (ДНК) клеток животных. Темин назвал этот гипотетический ген провирусным геном. Поскольку нуклеиновая кислота вируса саркомы Роуса представлена рибонуклеиновой кислотой (РНК), из теории Темина следовало, что в клетке-хозяине генетическая информация передается от РНК на ДНК. Представления о том, что РНК-содержащие вирусы способны вызывать образование своих ДНК-копий, было встречено критически многими учеными, придерживавшимися традиционной точки зрения о том, что генетическая информация может передаваться только в последовательности ДНК-РНК-белок и никогда в обратном направлении.

Подтверждение провирусной гипотезы Темина зависело от того, будет ли найден фермент, вызывающий включение вирусных генов в клеточную ДНК. В 1970 г. Балтимор и Темин независимо друг от друга изолировали такой фермент и назвали его РНК-зависимой ДНК-полимеразой. В мае того же года Темин сообщил о своем открытии на Х Международном конгрессе Международного союза борьбы с раком, а затем Балтимор доложил о своих результатах на симпозиуме в колдспринг-харборской лаборатории на Лонг-Айленде. Оба исследователя опубликовали свои данные в английском журнале «Nature» в июне 1970 г. Вскоре они были подтверждены Соломоном Шпигельманом, директором Научно-исследовательского института рака Колумбийского университета и одним из наиболее ярых критиков Темина. В течение последующих 10 лет процесс обратной транскрипции стал одной из центральных тем микробиологических исследований.

Спустя два года после опубликования работ по обратной транскриптазе Балтимор был назначен профессором биологии в МТИ. Тогда же он со своими коллегами осуществил частичный синтез гена, ответственного за биосинтез у млекопитающих гемоглобина, содержащегося в эритроцитах и отвечающего за перенос кислорода к тканям. Это достижение стало важнейшим шагом на пути к искусственному манипулированию и рекомбинации генов.

Как и многие другие биологи, Балтимор боялся возможных опасных последствий неправильного применения методик генной инженерии, и поэтому он присоединился к группе специалистов по молекулярной биологии, предложивших объявить мораторий на некоторые виды экспериментов с ДНК. В 1973 г. Балтимор был назначен на должность профессора микробиологии, учрежденную Американским онкологическим обществом, в МТИ. Эта должность является пожизненной и дает достаточную финансовую поддержку для научной работы. Продолжая исследования по изучению фермента обратной транскриптазы у других онкогенных вирусов, Балтимор обнаружил восемь вирусов. обладающих данным ферментом. (Эти вирусы сегодня называются ретро-вирусами.) Было выявлено, что они вызывают такие заболевания, как гепатит, некоторые формы рака у человека и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Важность работ Балтимора была подтверждена присуждением ему совместно с Дульбекко и Темином Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1975 г. «за открытия, касающиеся взаимодействия между онкогенными вирусами и генетическим материалом клетки». Подводя в Нобелевской лекции итог своим исследованиям, Балтимор сказал, что каждый вирус «управляет синтезом двух важнейших классов белков – отвечающих за репликацию и формирующих вирусную оболочку. Сформировав генный код для обратной транскриптазы, ретровирусы выработали возможность внедряться в хромосомы клеток в виде провирусов».

Через год после получения Нобелевской премии Балтимор стал одним из самых активных создателей Консультативного комитета по рекомбинации ДНК Национального института здравоохранения. Группа, поддерживаемая федеральными фондами, сформулировала основные направления для ограничения исследований в области генной инженерии. В 1981 г. Балтимор пересмотрел свою точку зрения и предложил, чтобы эти направления выбирались добровольно, однако комитет не согласился с ним.

Работая в МТИ, в настоящее время Балтимор также является консультантом по медицине и педиатрической онкологии (т.е. изучению опухолей у детей) в Детском госпитальном медицинском центре и Институте рака Сиднея Фарбера в Бостоне (штат Массачусетс). В 1986 г. он был председателем комитета Национальной академии наук США, тщательно изучавшего СПИД и пришедшего к заключению, что меры, предпринимаемые правительством для борьбы с этой эпидемией, недостаточны.

В 1968 г. Балтимор женился на Алисе Хуанг, микробиологе. В семье у них одна дочь. Балтимор является членом многих профессиональных обществ, включая Американскую ассоциацию содействия развитию науки. Американскую академию наук и искусств и Национальную академию наук США. Кроме Нобелевской премии, он удостоен премии Эли Лилли и компании за исследования в области микробиологии и иммунологии Американского микробиологического общества (1971), международной награды Гарднеровского фонда (1974) и премии Национальной академии наук американского Фонда Стила за исследования в области молекулярной биологии (1974).