![]() |
Нобелевская премия по литературе
1902 |
Теодор
Моммзен
(1817-1903)
За труд "Римская история" |
Биография | Библиография | Фотогалерея |
Выдающийся историк Теодор Моммзен родился 30 ноября 1817 г. в семье протестантского пастора из Шлезвига. В 1838-1843 годах он был студентом Кильского университета, где тщательно изучал историю римского права. Решающую роль в научной судьбе будущего историка Древнего Рима сыграло посещение молодым Теодором Италии. Это произошло в 1846 и 1847 годах. Здесь он наглядно познакомился со страной, ее археологическими сокровищами, завязал научные контакты и т.п.
Атмосфера исторической науки, в которой формировался гений Теодора Моммзена, была обозначенная новыми явлениями в области антиковедения. В первой половине XIX века появились фундаментальные работы Б. Нибура, А. Бака, Й. Дройзена. Первый создал фундамент для научного построения истории Древнего Рима, второй положил начало новому направлению в науке - античной эпиграфики, третий создал новую область антикознавства - историю эллинизма. Поэтому, когда Моммзен в середине позапрошлого столетия приступил к изданию своей знаменитой "Римской истории", первый том которой появился в 1854 году, он имел перед собой блестящую плеяду исследователей европейского уровня.
Один из загадочных сюжетов научной биографии Т. Моммзена связанный с фактом издания им лишь четырех из запланированных пяти томов "Римской истории". И дело здесь не в том, что автор просто не успел выдать или написать последний том. Совсем нет. Как считают некоторые исследователи его творчества, Т. Моммзен сознательно избег возможности завершить пятитомное издание. И связано это было не с научными, а политическими соображениями, о которых упомянем ниже.
Уже появление первых трех томов "Римской истории", изданных на протяжении 1854-1856 гг., создали автору мировое имя в науке. Книги были переизданы многими европейскими языками, выдержав множество изданий. Тем не менее научная деятельность Т. Моммзена не ограничивалась лишь написанием этой грандиозной работы. Более того, свою жизнь ученый связал не только с наукой, хотя она представляла ведущий мотив его продолжительного и поразительно плодотворного творческого пути. Вот лишь некоторые эскизные штрихи к портрету этого выдающегося деятеля, который сам создал эпоху в исторической науке. За непосредственного участия Т. Моммзена в Германии начался грандиозный проект по изданию всех латиноязычных надписей. За его жизнь было издано двадцать томов монументального "Корпуса латинских надписей", какой стал выдающимся вкладом в науку из римской истории. Кроме этого, перу ученого принадлежат такие монументальные работы, которые не уступают, по крайней мере, по объему "Римской истории", как "Римское государственное право" и "Римское криминальное право". За количеством использованных источников, прозрачностью концептуального замысла и его воплощению, стилевому мастерству они стоят на уровне прославленной "Римской истории".
Ошибется тот, кто вообразит себе Т. Моммзена пленником кабинетной учености. Его всегда отличала не только широта научного мировоззрения и культурных интересов, а и непосредственность в общественно-политических делах. "Если бы я, - писал как-то Т. Моммзен о себе, - во имя лишь своих студий хотя бы на один день забыл о немецкой родине, я считал бы себя негодным жить в наше большое время".
Свидетельством этих слов можно считать некоторые факты политической биографии будущего лауреата Нобелевской премии. Еще совсем молодым, в 1848 г., когда в Германии началась революция, Т. Моммзен присоединился к лагерю реформаторов. Поскольку революция окончилась поражением, то много кто из ее участников был наказан. Не обошла эта горькая чаша и молодого ученого, который едва лишь возвратился из научных странствований в Италию. Ему пришлось вместе со своими единомышленниками, как участнику мятежных акций, отсидеть на лаве подсудимых, но за "недостатком доказательств" ученый был оправдан. Тем не менее саксонское правительство лишило его как неблагонадежного профессорской должности, и Моммзен был вынужден переехать в Швейцарию, в Цюрих. Оттуда его странствования привели сначала к Бреслау, а потом в Берлин. В 1861 г. в городе Халле, близ Берлина, он избирался членом прусского парламента. Пристав к партии "прогрессистов", Т. Моммзен принимал участие в знаменитом конституционном конфликте, который развернулся между парламентом и "железным канцлером" - Бисмарком. Этот конфликт длился на протяжении нескольких лет – между 1862 и 1866 годами. Т. Моммзен в данном случае выступил в оппозиции относительно Бисмарка.
Будучи человеком широких мировоззренческих горизонтов, приверженцем либеральных ценностей, гуманистических ориентиров, Т. Моммзен все же не избег определенных крайностей немецкого ура-патриотизма и шовинизма, который особенно сильно проявился во время франко-прусской войны в 1870-1871 годах. К сожалению, он оказался среди той части немецкой интеллектуальной элиты, которая во имя национальной идеи - победы над французами - не желала останавливаться даже перед возможностью бомбардировки Парижа. Это, безусловно, неприятность, которую можно объяснить, по крайней мере, тем, что выдающийся ученый являлся пылким сторонником идеи немецкого объединения в одно государство, - процесс, которым к тому времени руководил бывший его оппонент Бисмарк. Тем не менее он не был лишен и сугубо расистских взглядов, которые проявились во время обострения национального вопроса в Австро-Венгерской империи. Затрагивая славянский аспект проблемы, он писал: "Если чешский череп и не доступен для логики, то он полностью придатен для избиения".
Все, что характеризует политические взгляды Т. Моммзена, обусловлено внешними вопросами национальных и национально-государственных отношений. Тем не менее, что касается внутренне-политических аспектов, его национально-консервативное мировоззрение в целом переходило на левую сторону либеральной части немецкого политического спектра. Начиная с 1881 г., Т. Моммзен, как член рейхстага, представлял партию "вольнодумцев", которую возглавлял Бамбергер. Очевидно, это свидетельствовало об определенной эволюции во взглядах выдающегося историка и политика, свидетельством чего можно считать и то, что он начал активно выступать против антисемитизма и колониальной политики правительства. В конце концов, его политическую философию можно определить как национал-либерализм. Первое он применял преимущественно для внешнего, тогда как второе — для внутреннего употребления.
Возвращаясь к научной части биографии ученого, должны ответить на вопрос, который давно волновал научное сообщество: чему же он все-таки не написал своего четвертого тома, который должен был быть посвящен истории Римской империи? Утвердительно ответить на этот вопрос и сегодня тяжело. Тем не менее одной из возможных версий есть та, которую находим в издании "Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона", где говорится: "Очевидно осложнения, связанные с его теорией сильной власти в период империи, были главной причиной того, что он перескочил из третьего тома на пятый, решив никогда не возвращаться к четвертому".
Отдельные исследователи творчества Т. Моммзена считают, что, как историк, он всегда смотрел на свою деятельность с точки зрения политика, и в этом кое-кто усматривал даже мотив появления «Римской истории», которая была написана, будто бы по единой причине: лишь бы показать неизбежность и спасительную силу для общества и страны - "демократической монархии" во главе с Юлием Цезарем. То, что политический элемент в исторической работе ученого присутствует, - несомненно. Косвенным доказательством этого можно считать и то, что свою наизнаменитейшую «Римскую историю» он выдал не как академическое издание с научно-исследовательским аппаратом, ссылками и т.п., а как литературно-художественное произведение, где есть сюжет, герои, действующие лица, драматургия, конфликт и развязка. Это не означает, что работа от этого теряет научный вес, совсем нет. Оригинальность «Римской истории» и заключается в том, что автор здесь подает лишь результаты предыдущей титанической работы. Вот почему его научное произведение воспринимается и как сугубо литературно-художественное, что и стало, в конце концов, поводом для Нобелевского комитета включить его в список произведений, номинированных на премию.
Т. Моммзен стал лауреатом Нобелевской премии за год до смерти, когда ему исполнилось 85 лет! В решении Нобелевского комитета отмечалось: "Одному из выдающихся исторических писателей, перу которого принадлежит такая монументальная работа, как "Римская история".
Умер Теодор Моммзен неожиданно 1 ноября 1903 г. на восемьдесят шестом году жизни. До последнего дыхания он не оставлял своих научных занятий. Так же активно продолжал к последнему часу интересоваться и политическими проблемами страны и мира. Научное наследство выдающегося ученого поражает своими масштабами. Лишь один список его работ составляет сто пятьдесят четыре печатных листа и насчитывает тысячу пятьсот тринадцать позиций! Нет ни одной области римской истории, где бы он не оставил яркого следа: государственное право и нумизматика, эпиграфика и хронология, метеорология и литература, лингвистика и многое другое. Все эти области, связанные с древнеримской историей, были или же заново созданные Т. Моммзеном, или же совсем переработанные им.