Томас Манн | Нобелевская премия по литературе  1929 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1929

Томас Манн
(1875-1955)
За великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея




Томас Манн вошел в литературу как прозаик, переосмысливший древние мифы о судьбах мира и человека, предназначении художника, роли семьи в обществе, воссоздав их на гуманитарной основе. Диапазон интересов писателя был огромен — от реалистической семейной саги до изображения духа целой эпохи; от классических сюжетов немецких легенд до описания тонких психологических переживаний личности. Наверное, потому писатель современен и сегодня, ибо те катаклизмы, которые были характерны для его времени, продолжают и в наши дни угрожать и обществу, и личности. Не изменяя своим художественным принципам, Томас Манн сумел занять главенствующее место в истории культуры XX века. Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в старинном портовом городе Любеке на севере Германии. Его отец Иоганн Генрих Манн был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором. Мать, урожденная Юлия де Сильва Брунс, женщина музыкально одаренная, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. Возможно, из-за смешанного происхождения в Томасе Манне органично сочетались черты северянина-европейца, с его буржуазной основательностью, сдержанностью и уважением к человеческой личности, и южанина, с его чувственностью, живым умом и любовью к искусству. Согласно семейной традиции Томас Манн должен был получить по наследству предприятие по торговле зерном, но после безвременной кончины отца в 1891 г. торговый бизнес пришлось закрыть. В 16-летнем возрасте Манн вместе с семьей переехал в Мюнхен, который в те годы, как, впрочем, и теперь, был интеллектуальным и культурным центром Германии.

В Мюнхене Томас некоторое время работал в страховой компании и занимался журналистикой, собираясь в дальнейшем стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха. Он устроился редактором в сатирический еженедельник "Симплициссимус", в котором появились его первые рассказы, вошедшие в сборник "Маленький господин Фридеман" (1898 г.). В этих рассказах Манн с иронической и в то же время грустной интонацией изобразил смятение робкого молодого художника, который отчаянно ищет смысл жизни. В этом повествовании сквозила тяга начинающего писателя к прочности буржуазного существования, которая так манит многих своей недоступностью.

Тему жизни буржуазной семьи писатель продолжил в первом, наиболее известном романе "Будденброки", который носил автобиографический характер и рассказывал об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную форму скандинавской семейной саги, писатель придал своему повествованию поистине эпические черты: в судьбе его героев видится судьба всей буржуазной культуры. В реалистическом и, в то же время, полном иносказаний романе ощущалось стремление автора с одной стороны к эстетизму, а с другой — к бюргерскому здравомыслию. По мере того как каждое новое поколение Будденброков становилось все более неуверенным в себе, ослабевала их жажда деятельности. Семейная линия обрывается, когда подросток Ганно, одаренный скрипач, умирает от лихорадки, а по существу, от недостатка воли и неприспособленности к жизни. Тема сложных человеческих взаимоотношений проступила и в новелле "Тонио Крегер", имевшей большой успех у читателей. Как и шекспировский Гамлет, Тонио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к активному действию, и только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного напряженным умственным трудом.

Возможно, исследовав образ своего героя, Томас Манн и сам пришел к мысли о более прочном жизненном устройстве. Для начала он решил обзавестись семьей и в 1905 г. женился на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У Маннов родилось шестеро детей — три дочери (одна из них стала актрисой) и три сына, старший из которых стал писателем. И все же семейная жизнь не помогла Томасу решить все его интеллектуальные проблемы. Любовь не избавила Манна и от гомосексуальных влечений, которые преследовали его всю жизнь. С особой остротой такая любовь изображена писателем в новелле "Смерть в Венеции". Ее герой, стареющий Густав фон Ашенбах, пожертвовавший всем в жизни ради искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необыкновенно красивому мальчику. В этом блестяще написанном произведении присутствуют некоторые темы и более поздних книг Манна — одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.

С началом Первой мировой войны Манн пережил глубокий моральный и духовный кризис, отразившийся на его творчестве. В военные годы он оставил художественную прозу, полностью перейдя на публицистику. В объемистой книге "Размышление аполитичного", написанной им во время войны, он резко критиковал либеральный оптимизм, выступал против рационалистической философии в защиту немецкого национального духа. Однако с характерной для себя иронией писатель отмечал, что его собственный вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против которого он ополчается.

После войны Манн снова обратился к литературному творчеству. В 1924 г. вышел в свет роман "Волшебная гора", одно из самых ироничных и блестящих произведений в духе "романа воспитания". Герой романа Ганс Касторп вполне заурядный молодой инженер из Северной Германии приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить свою кузину. Чем дольше он находится среди состоятельных пациентов, тем чаще ведет с ними интеллектуальные разговоры, восхищаясь образом жизни собеседников, который не имеет ничего общего с его однообразным существованием. Но "Волшебная гора" — это не только история духовного развития Ганса, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Роман представляет собой попытку пересмотреть многие проблемы, волновавшие Европу на заре нового века, включая и моральные ценности.

В 1929 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе "прежде всего, за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет". В своей приветственной речи член Шведской академии Фредерик Бок сказал, что "Томас Манн стал первым немецким романистом, который достиг уровня Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера и Льва Толстого". Бокк также отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой — подверг сомнению его целесообразность. По мнению Бока, величие писателя заключалось в его способности примирить "поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному".

В 30-е годы Томаса Манна снова увлекла политика. Он произнес речь в Берлине, озаглавленную "Призыв к разуму", в которой призвал к созданию общего фронта социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы. В очерках и речах, которые Манн писал и произносил в эти годы по всей Европе, звучала критика политики нацистов. Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, писатель и его жена, находившиеся в это время в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться и поселились недалеко от Цюриха. В 1936 г. Манн был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Боннского университета, которую ему возвратили лишь в 1949 г.
В 1938 г. семья Манна переехала в Америку. В течение трех лет он читал лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, ас 1941 по 1942 гг. жил в Калифорнии. Одно время писатель был консультантом по литературе в Библиотеке конгресса США. Во время Второй мировой войны Томас Манн часто выступал в радиопередачах, транслировавшихся на Германию, с осуждением нацизма и призывом к немцам образумиться. После войны, будучи уже гражданином США, Манн побывал в Западной и Восточной Германии, где ему был оказан восторженный прием. Однако вернуться на родину он отказался и последние годы прожил под Цюрихом.

Уже в преклонном возрасте писатель начал работу над тетралогией о библейском Иосифе. В искрящемся иронией и юмором романе "Иосиф и его братья" прослеживается эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. Объясняя свои побуждения написать роман, построенный на основе библейской легенды об Иосифе Прекрасном, Манн говорил в своем докладе, посвященном его созданию: "Однажды вечером в Мюнхене меня почему-то потянуло раскрыть мою старую фамильную Библию. Я был восхищен и сразу начал нащупывать пути и взвешивать возможности — а нельзя ли преподнести эту захватывающую историю совершенно по-иному, рассказать ее заново, воспользовавшись для этого средствами современной литературы, начиная с арсенала идей и кончая техническими приемами повествования".

С этой задачей Томас Манн справился успешно. История об Иосифе стала под его пером символическим образом человечества. Писатель рассказывал о начале всех начал, о времени, когда все, что ни происходило, происходило впервые.

Когда на каждом шагу человеку приходилось иметь дело с каким-либо началом — возникновением любви, зависти, ненависти, убийства и многим другим, что входит в круг человеческого существования.

После Иосифа другим кумиром позднего Манна стал Гете. В романе "Лотта в Веймаре" о нем и его жизни писатель рассказывал от лица его бывшей возлюбленной.

По контрасту с этими, в какой-то мере идиллическими произведениями, в романе "Доктор Фаустус" изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество стало отражением духовного недуга эпохи. Последний роман Манна "Признание авантюриста Феликса Круля" явился результатом переработки рукописи, начатой еще в 1910 г. Пронизанный иронией, этот роман стал заключительным аккордом творчества писателя. Экстравагантная пародия, по словам самого Манна, переводила "автобиографичную и аристократическую исповедь в духе Гете в сферу юмора и криминалистики". Художник, утверждал Манн, — фигура комическая, он может ослеплять, обманывать, но не может изменить мир. Писатель считал этот роман своей лучшей и наиболее удачной книгой.

Умер Томас Манн 12 августа 1955 г., оставив после себя многотомное литературное наследство — неиссякаемый источник мысли XX века.