![]() |
Нобелевская премия по литературе
1929 |
Томас
Манн
(1875-1955)
За великий роман "Будденброки", который стал классикой современной литературы |
Биография | Библиография | Библиотека | Фотогалерея |
Томас Манн вошел в литературу как прозаик, переосмысливший древние мифы о судьбах
мира и человека, предназначении художника, роли семьи в обществе, воссоздав их
на гуманитарной основе. Диапазон интересов писателя был огромен — от реалистической
семейной саги до изображения духа целой эпохи; от классических сюжетов немецких
легенд до описания тонких психологических переживаний личности. Наверное, потому
писатель современен и сегодня, ибо те катаклизмы, которые были характерны для
его времени, продолжают и в наши дни угрожать и обществу, и личности. Не изменяя
своим художественным принципам, Томас Манн сумел занять главенствующее место в
истории культуры XX века. Томас Манн родился 6 июня 1875 г. в старинном портовом
городе Любеке на севере Германии. Его отец Иоганн Генрих Манн был зажиточным торговцем
зерном и городским сенатором. Мать, урожденная Юлия де Сильва Брунс, женщина музыкально
одаренная, была родом из Бразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и
его жены-креолки. Возможно, из-за смешанного происхождения в Томасе Манне органично
сочетались черты северянина-европейца, с его буржуазной основательностью, сдержанностью
и уважением к человеческой личности, и южанина, с его чувственностью, живым умом
и любовью к искусству. Согласно семейной традиции Томас Манн должен был получить
по наследству предприятие по торговле зерном, но после безвременной кончины отца
в 1891 г. торговый бизнес пришлось закрыть. В 16-летнем возрасте Манн вместе с
семьей переехал в Мюнхен, который в те годы, как, впрочем, и теперь, был интеллектуальным
и культурным центром Германии.
В Мюнхене Томас некоторое время работал в страховой компании и занимался журналистикой,
собираясь в дальнейшем стать писателем по примеру своего старшего брата Генриха.
Он устроился редактором в сатирический еженедельник "Симплициссимус",
в котором появились его первые рассказы, вошедшие в сборник "Маленький господин
Фридеман" (1898 г.). В этих рассказах Манн с иронической и в то же время
грустной интонацией изобразил смятение робкого молодого художника, который отчаянно
ищет смысл жизни. В этом повествовании сквозила тяга начинающего писателя к прочности
буржуазного существования, которая так манит многих своей недоступностью.
Тему жизни буржуазной семьи писатель продолжил в первом, наиболее известном романе
"Будденброки", который носил автобиографический характер и рассказывал
об упадке и крахе большой торговой фирмы в Любеке. Используя традиционную форму
скандинавской семейной саги, писатель придал своему повествованию поистине эпические
черты: в судьбе его героев видится судьба всей буржуазной культуры. В реалистическом
и, в то же время, полном иносказаний романе ощущалось стремление автора с одной
стороны к эстетизму, а с другой — к бюргерскому здравомыслию. По мере того как
каждое новое поколение Будденброков становилось все более неуверенным в себе,
ослабевала их жажда деятельности. Семейная линия обрывается, когда подросток Ганно,
одаренный скрипач, умирает от лихорадки, а по существу, от недостатка воли и неприспособленности
к жизни. Тема сложных человеческих взаимоотношений проступила и в новелле "Тонио
Крегер", имевшей большой успех у читателей. Как и шекспировский Гамлет, Тонио
приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к активному действию,
и только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного напряженным
умственным трудом.
Возможно, исследовав образ своего героя, Томас Манн и сам пришел к мысли о более
прочном жизненном устройстве. Для начала он решил обзавестись семьей и в 1905
г. женился на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного
еврейского рода банкиров и купцов. У Маннов родилось шестеро детей — три дочери
(одна из них стала актрисой) и три сына, старший из которых стал писателем. И
все же семейная жизнь не помогла Томасу решить все его интеллектуальные проблемы.
Любовь не избавила Манна и от гомосексуальных влечений, которые преследовали его
всю жизнь. С особой остротой такая любовь изображена писателем в новелле "Смерть
в Венеции". Ее герой, стареющий Густав фон Ашенбах, пожертвовавший всем в
жизни ради искусства, оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной
страсти к необыкновенно красивому мальчику. В этом блестяще написанном произведении
присутствуют некоторые темы и более поздних книг Манна — одиночество художника,
отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства
на психику.
С началом Первой мировой войны Манн пережил глубокий моральный и духовный кризис,
отразившийся на его творчестве. В военные годы он оставил художественную прозу,
полностью перейдя на публицистику. В объемистой книге "Размышление аполитичного",
написанной им во время войны, он резко критиковал либеральный оптимизм, выступал
против рационалистической философии в защиту немецкого национального духа. Однако
с характерной для себя иронией писатель отмечал, что его собственный вклад в литературу,
видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против
которого он ополчается.
После войны Манн снова обратился к литературному творчеству. В 1924 г. вышел в
свет роман "Волшебная гора", одно из самых ироничных и блестящих произведений
в духе "романа воспитания". Герой романа Ганс Касторп вполне заурядный
молодой инженер из Северной Германии приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий
навестить свою кузину. Чем дольше он находится среди состоятельных пациентов,
тем чаще ведет с ними интеллектуальные разговоры, восхищаясь образом жизни собеседников,
который не имеет ничего общего с его однообразным существованием. Но "Волшебная
гора" — это не только история духовного развития Ганса, это и глубокий анализ
предвоенной европейской культуры. Роман представляет собой попытку пересмотреть
многие проблемы, волновавшие Европу на заре нового века, включая и моральные ценности.
В 1929 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе "прежде
всего, за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной
литературы, и популярность которого неуклонно растет". В своей приветственной
речи член Шведской академии Фредерик Бок сказал, что "Томас Манн стал первым
немецким романистом, который достиг уровня Чарльза Диккенса, Гюстава Флобера и
Льва Толстого". Бокк также отметил, что Манн, с одной стороны, создал сложное
духовное искусство, а с другой — подверг сомнению его целесообразность. По мнению
Бока, величие писателя заключалось в его способности примирить "поэтическую
приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному".
В 30-е годы Томаса Манна снова увлекла политика. Он произнес речь в Берлине, озаглавленную
"Призыв к разуму", в которой призвал к созданию общего фронта социалистов и буржуазных
либералов для борьбы против нацистской угрозы. В очерках и речах, которые Манн
писал и произносил в эти годы по всей Европе, звучала критика политики нацистов.
Когда в 1933 г. Гитлер стал канцлером, писатель и его жена, находившиеся в это
время в Швейцарии, решили в Германию не возвращаться и поселились недалеко от
Цюриха. В 1936 г. Манн был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской
степени Боннского университета, которую ему возвратили лишь в 1949 г.
В 1938 г. семья Манна переехала в Америку. В течение трех лет он читал лекции
по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете, ас 1941 по 1942 гг. жил
в Калифорнии. Одно время писатель был консультантом по литературе в Библиотеке
конгресса США. Во время Второй мировой войны Томас Манн часто выступал в радиопередачах,
транслировавшихся на Германию, с осуждением нацизма и призывом к немцам образумиться.
После войны, будучи уже гражданином США, Манн побывал в Западной и Восточной Германии,
где ему был оказан восторженный прием. Однако вернуться на родину он отказался
и последние годы прожил под Цюрихом.
Уже в преклонном возрасте писатель начал работу над тетралогией о библейском Иосифе.
В искрящемся иронией и юмором романе "Иосиф и его братья" прослеживается
эволюция сознания от коллективного к индивидуальному. Объясняя свои побуждения
написать роман, построенный на основе библейской легенды об Иосифе Прекрасном,
Манн говорил в своем докладе, посвященном его созданию: "Однажды вечером
в Мюнхене меня почему-то потянуло раскрыть мою старую фамильную Библию. Я был
восхищен и сразу начал нащупывать пути и взвешивать возможности — а нельзя ли
преподнести эту захватывающую историю совершенно по-иному, рассказать ее заново,
воспользовавшись для этого средствами современной литературы, начиная с арсенала
идей и кончая техническими приемами повествования".
С этой задачей Томас Манн справился успешно. История об Иосифе стала под его пером
символическим образом человечества. Писатель рассказывал о начале всех начал,
о времени, когда все, что ни происходило, происходило впервые.
Когда на каждом шагу человеку приходилось иметь дело с каким-либо началом — возникновением
любви, зависти, ненависти, убийства и многим другим, что входит в круг человеческого
существования.
После Иосифа другим кумиром позднего Манна стал Гете. В романе "Лотта в Веймаре"
о нем и его жизни писатель рассказывал от лица его бывшей возлюбленной.
По контрасту с этими, в какой-то мере идиллическими произведениями, в романе "Доктор
Фаустус" изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество
стало отражением духовного недуга эпохи. Последний роман Манна "Признание
авантюриста Феликса Круля" явился результатом переработки рукописи, начатой
еще в 1910 г. Пронизанный иронией, этот роман стал заключительным аккордом творчества
писателя. Экстравагантная пародия, по словам самого Манна, переводила "автобиографичную
и аристократическую исповедь в духе Гете в сферу юмора и криминалистики".
Художник, утверждал Манн, — фигура комическая, он может ослеплять, обманывать,
но не может изменить мир. Писатель считал этот роман своей лучшей и наиболее удачной
книгой.
Умер Томас Манн 12 августа 1955 г., оставив после себя многотомное литературное
наследство — неиссякаемый источник мысли XX века.