![]() |
Нобелевская премия по медицине
1923 |
Фредерик
Бантинг
(1891-1941)
За открытие инсулина |
Биография | Фотогалерея |
Канадский физиолог Фредерик Грант Бантинг (Frederick Grant Banting), младший из пяти детей Уильяма Томпсона Бантинга и Маргарет (Грант) Бантинг, родился 14 ноября 1891 года на ферме неподалеку от Аллистона (штат Онтарио). Обучаясь в местных бесплатных школах, он занимался спортом и увлекался рисованием и живописью. Стремясь оправдать надежды родителей, мечтавших видеть сына священником, в 1912 г. поступил на богословский факультет Торонтского университета, однако в конце того же года, поняв, что его в действительности интересует медицина, перевелся в университетскую медицинскую школу.
Когда началась первая мировая война, Бантинг в 1915 г. записался добровольцем в ряды медицинского корпуса Королевской канадской армии. Однако его отправили обратно в медицинскую школу, и через год он окончил ее со степенью бакалавра медицины. В течение следующих двух лет Фредерик служил военным хирургом в Англии, а затем во Франции, где в битве при Камбре получил тяжелое ранение шрапнелью в правое предплечье. Понимая, что ампутация будет означать конец его хирургической карьеры, он уговорил лечащего врача повременить с операцией; в итоге рука была спасена.
После войны Бантинг вернулся в Торонто и два года проработал хирургом в детской больнице. Летом 1920 г. он переехал в Лондон (Онтарио) и открыл частную хирургическую практику. Однако, когда выяснилось, что эта затея не оправдывает себя с финансовой точки зрения, Бантинг принял предложение занять должность ассистента профессора в медицинской школе университета Западного Онтарио, находившейся в том же городе. Одновременно он занимался научными исследованиями под руководством нейрофизиолога Ф.Р. Миллера.
Друг детства Бантинга умер от заболевания, называемого теперь сахарным диабетом. Этот трагический случай послужил поводом, заставившим его заняться поиском средств для лечения этой болезни. Сахарный диабет был описан в 1 веке н. э. римскими врачами Цельсом и Аретом, которые отмечали у некоторых больных обильное мочеотделение, чрезмерную жажду и потерю веса. В 17 веке английский врач Томас Уиллис заметил, что у пациентов с такими симптомами моча имеет сладковатый вкус. Позже, в 19 веке, было установлено, что в тонкой кишке происходит превращение крахмала в глюкозу, которая затем поступает из кровеносного русла в печень, где и откладывается в форме гликогена (крахмалоподобного вещества, состоящего из остатков молекул глюкозы, соединенных в цепи).
Полагали, что к заболеванию сахарным диабетом причастна поджелудочная железа, т.к. образцы тканей этого органа, взятые у умерших от сахарного диабета людей, казались пораженными болезнью. В 1889 г. немецкие физиологи Йозеф фон Меринг и Оскар Минковски удаляли хирургическим путем поджелудочную железу у собак и наблюдали в дальнейшем у этих животных резкий подъем концентрации глюкозы в крови и моче, а также наличие симптомов, сходных с клиническими проявлениями сахарного диабета.
Поджелудочная железа – это орган с двумя основными типами секреторных клеток. Ацинозные клетки синтезируют и секретируют в панкреатические протоки пищеварительные ферменты; затем ферменты поступают в тонкую кишку, где участвуют в процессе переваривания пищи. Островковые клетки (обнаружены в островках Лангерганса – структурах неправильной формы, расположенных в поджелудочной железе) синтезируют инсулин и выделяют его непосредственно в кровь. Инсулин способствует поглощению глюкозы клетками, где она используется в качестве источника энергии. Если клетки не могут получить глюкозу, они начинают утилизировать жиры (в виде жирных кислот). В результате биохимического расщепления жиров в условиях дефицита инсулина возникает диабетический кетоацидоз, когда в крови и тканях возрастает содержание кетоновых тел и происходит сдвиг кислотно-щелочного равновесия организма в сторону ацидоза. До того как стали применять инсулин, это состояние обычно приводило к летальному исходу.
Первые попытки выделить инсулин, вырабатываемый островковыми клетками, осложнялись тем, что этот гормон разрушался трипсином, ферментом ацинозных клеток. Однажды вечером в октябре 1920 г. Бантинг читал статью Мозеса Баррона, в которой описывалась блокада панкреатического протока желчными камнями и развивающаяся вследствие этого атрофия ацинозных клеток. Той же ночью он, проснувшись, записал для памяти: «Перевязать протоки поджелудочной железы у собак. Подождать шесть-восемь недель. Удалить и экстрагировать». Он надеялся, что, «перевязав протоки и выждав некоторое время, необходимое для разрушения ацинозных клеток, сумеет найти способ получения экстракта островковьгх клеток, не подверженного разрушающему воздействию трипсина и других панкреатических ферментов».
По предложению Миллера Бантинг рассказал о своей идее Джону Дж.Р. Маклеоду, профессору-физиологу Торонтского университета, который по своему положению мог предоставить Бантингу нужное для исследования оборудование. По словам Фредерика, Маклеод вначале поднял на смех предложенный ему проект; лишь после нескольких повторных визитов в его кабинет Бантинг получил наконец необходимую поддержку. В итоге Маклеод предоставил для исследований лабораторное помещение и десять собак, а также обеспечил помощь лаборанта Чарлза Беста, студента-медика, умеющего хорошо определять содержание сахара в крови и моче. Бантинг уволился из университета Западного Онтарио и вернулся в Торонто.
В мае 1921 г. Бантинг и Бест приступили в Торонтском университете к серии экспериментов, в то время как Маклеод отправился отдыхать в Шотландию. К его возвращению в августе Бантингу и Бесту удалось экстрагировать инсулин из островковой ткани поджелудочной железы собак. Экспериментаторы удалили также поджелудочную железу у одной собаки, а затем ввели экстракт островковой ткани умиравшему от кетоацидоза животному. Собака выздоровела: уровень глюкозы в крови снизился до нормальных пределов, а в моче глюкоза вообще исчезла.
Несколько позднее в этом же году ББантинг и Бест сообщили о результатах своих исследований на заседании клуба «Физиологического журнала» Торонтского университета, а в декабре 1921 г. выступили перед членами Американского физиологического общества в Нью-Хейвене (штат Коннектикут). На этот раз на докладе присутствовал и Маклеод, который в дальнейшем использовал все возможности своей кафедры, чтобы добиться получения и очистки больших количеств инсулина. Для этого ему понадобилась помощь биохимика Дж.Б. Коллипа, и Маклеод подключил его к проекту. В январе 1922 г. в детской больнице г. Торонто было впервые проведено успешное лечение инсулином: пациентом оказался 14-летний мальчик, страдавший тяжелой ювенильной формой сахарного диабета. Последовала серия клинических испытаний, определивших биологическое воздействие инсулина и позволивших разработать основные рекомендации по его клиническому использованию. Дальнейшее определение дозировки препарата при лечении проводилось Бантингом, который назначал различные количества инсулина, полученного из поджелудочных желез крупного рогатого скота, д-ру Джо Джилкрайсту, своему бывшему соученику, заболевшему диабетом и добровольно согласившемуся на проведение эксперимента.
Позже в этом же году Маклеод сообщил об открытии инсулина на заседании Ассоциации американских врачей, сделав заявление для прессы. По словам одного из биографов Бантинга, присутствовавшего при этом событии, заявление Маклеода прозвучало так, как будто бы открытие инсулина было его заслугой, а коллеги лишь помогли ему. Этот инцидент настолько вывел из себя Бантинга, что позднее, работая с Коллипом, которого он считал союзником Маклеода, он «не удержался и внезапно ударил [его]». Этот эпизод был совершенно нехарактерен для Фредерика, известного своей добротой и благородством, стремившегося избавить даже лабораторных животных от излишней боли.
Вместо того чтобы получить патент на инсулин и впоследствии сказочно разбогатеть, Бантинг передает все права Торонтскому университету. В дальнейшем права на производство инсулина перешли к Канадскому совету по медицинским исследованиям, и в конце 1922 г. новый препарат появился на лекарственном рынке.
В том же году Бантинг написал докторскую диссертацию по результатам своих исследований и получил в Торонтском университете степень доктора медицины. Он приобрел международную известность. В 1923 г. власти провинции Онтарио учредили в Торонтском университете от деление медицинских исследовании имени Бантинг и Беста; декретом канадского парламента он получил пожизненную ренту. В честь него в Торонто были учреждены также Исследовательский фонд имени Бантинга, Институт имени Бантинга, Бантинговские мемориальные чтения.
Бантинг и Маклеод разделили Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1923 г. «за открытие инсулина». Взбешенный тем, что в числе лауреатов не оказалось Беста, Бантинг грозился отказаться от награды, но, вняв советам, не стал делать этого. Он, однако, отдал половину полученных им денег Бесту, во всеуслышание заявив о вкладе последнего в открытие инсулина. (Члены Нобелевского комитета позже пришли к конфиденциальному мнению, что Беста следовало включить в число награжденных.)
В 1924 г. Фредерик женился на Марион Робертсон; у них родился сын. В 1932 г. первый брак закончился разводом, и в 1939 г. Бантинг женился на Генриетте Белл.
Незадолго до второй мировой войны Бантинг увлекся авиационной медициной, в частности изучением биологических воздействий на человека полетов на больших высотах. В 1940 г. он добровольно поступил на службу в канадские военно-воздушные силы в качестве офицера связи взаимодействия. Он доставлял важные сообщения из Канады в Англию. В 1941 г. военный самолет, в котором летел Бантинг, потерпел катастрофу в отдаленном районе Ньюфаундленда. Он скончался до того, как подоспела спасательная команда.
Король Георг V присвоил Бантингу дворянское звание, он также был избран членом Лондонского королевского общества, почетным членом Королевского колледжа хирургов и Королевского колледжа врачей. Также он получил премию Рива в Торонтском университете (1922 г.), премию Камерона и почетное право чтения лекций в Эдинбургском университете (1927 г.), медаль Флейвелла Королевского общества Канады, а также почетные степени в Куинс-колледже (Нью-Йорк) и Торонтском университете.