Кнут Гамсун | Нобелевская премия по литературе  1920 | Биография
Нобелевская премия по литературе  1920

Кнут Гамсун
(1859-1952)
За монументальное произведение "Соки земли" о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям
Биография Библиография Библиотека Фотогалерея




В норвежской литературе Кнуту Гамсуну отведено место такое же почетное, какое в русской словесности занимает только А. С. Пушкин. Но в отличие от русского поэта норвежский классик и Нобелевский лауреат был, по существу, писателем-самоучкой, добившимся литературной славы благодаря упорному труду и завидному терпению. В самом деле, невозможно не преклоняться перед писателем, поднявшимся буквально со "дна" жизни и ставшим гордостью норвежской литературы.

Кнут Гамсун родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его отец, Педер Педерсен, был деревенским портным. Когда Кнуту было три года, семья переехала в Хамарой, расположенный приблизительно в 180 километрах к северу от полярного круга. Здесь родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Ганса по материнской линии. Вскоре семья попала в долговую кабалу к Олсену и девятилетний Кнут вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, не прощавшего малейшей оплошности.

Пятнадцатилетним подростком Гамсун, не выдержав его издевательств, убежал из дома и начал самостоятельную жизнь. Сначала он был подмастерьем у сапожника и одновременно учился в школе. Затем, сбежав от своего наставника, поступил юнгой на корабль. Не один год молодой Кнут провел в скитаниях, испытал немало приключений: он был бродячим торговцем, работал кучером на конке, кочегаром, зарабатывал гроши за мелкие газетные статьи. А самой "высокой" должностью Педерсена была должность писца у деревенского констебля. Тогда он и начал писать свои первые рассказы. Писал юноша тайно, боясь критических отзывов и колкостей. Но возможно, такая выдержка и помогла созреванию таланта начинающего писателя, не торопившегося заявить о себе в полный голос. Существует легенда, переданная неким профессором Р. Андерсоном, будто бы Гамсун, написав множество стихотворений, отправился с ними в Христианию (ныне Осло). Там он представился королю Оскару, который якобы поощрил юное дарование 20 кронами. Однако эту легенду гневно опроверг сам Гамсун, обозвав самозванного биографа "старым шутом".

Успел Кнут поработать и каменщиком. Позже он говорил: "Таскать булыжники и мостить улицы — совсем неплохое занятие, по крайней мере честное. Но руки грубеют от работы и невозможно держать перо". Свое перо Кнут держал все увереннее, и даже в 1877 г., набравшись смелости, разыскал знаменитого норвежского драматурга Бьернсона и вручил ему свою первую повесть "Фрида". Признанный мэтр открыл рукопись и с неудовольствием наткнулся на фразу: "Юноша плакал". Снова перелистал повесть и, пробормотав "Ах, юноша все еще плачет!", посоветовал трепещущему Гамсуну пойти в актеры.

Впрочем, Бьернсон все же оказал молодому человеку кое-какую услугу. Он дал ему рекомендательное письмо к своему другу, капитану Моэстуэ, отплывавшему в Америку. В 1877 г. начинающий писатель отправился в Новый Свет на океанском пароходе в качестве кочегара. В городе Эльрое, где жил его брат, Педерсен прожил два с половиной года, пока не научился сносно говорить по-английски. Из Эльроя он направился на Запад, а оттуда в Миннеаполис. Как когда-то в Христиании, так и в Америке Кнут не единожды голодал, это состояние он, не жалея черных красок, опишет позже в романе "Голод". Перебравшись в Чикаго, "норвежский путешественник" некоторое время работал кондуктором конки. Пришлось ему трудиться и в Техасе работником паровой молотилки.

В конце концов, устав от прелестей американской жизни, Кнут Педерсен, с трудом достав деньги на билет, возвратился в Норвегию. Какое-то время он жил на мелкие заработки, которые приносили статьи и фельетоны, а в 1886 г. снова уехал в Америку в качестве фельетониста газеты "Verdensgaang". Одновременно Кнут работал над серией острых сатирических очерков под названием "Духовная жизнь Америки". В Копенгагене, куда забросила его судьба после Америки, Гамсун долго искал издателя для своей первой очерковой книги, но заинтересовать хоть кого-то ему так и не удалось.

Голодные дни и месяцы исподволь подтачивали здоровье тридцатилетнего Кнута, но они же дали ему и тему психологического романа "Голод". Главу из рукописи этого романа Кнут показал редактору еженедельной копенгагенской газеты "Ny Jord" Эдварду Брандесу. На Брандеса произвели одинаково сильное впечатление как изнуренный вид автора, так и отрывок из рукописи. Главы были приняты, а молодой автор, взявший псевдоним Гамсун (по имени деревушки, где провел детство), получил небольшой гонорар. Опубликованный фрагмент романа "Голод" вызвал настоящую сенсацию. Весь литературный Копенгаген был в недоумении: кто этот Гамсун? где он живет? Когда стало известно, что литератор живет на рынке, прозябая в нищете, началось настоящее паломничество к "огромному верзиле, но бескровному и тощему, как скелет". С этого дня, словно в сказке, жизнь Гамсуна засияла лучами славы и благополучия. Вчерашний "бродяга" мгновенно стал знаменитым и самым желанным гостем в богатых гостиных. Тут же нашелся и издатель, опубликовавший "Духовную жизнь Америки". Еще больший успех ожидал Гамсуна на родине, в Норвегии. В 1890 г. роман "Голод" вышел отдельной книгой, и с тех пор писатель стал издавать по одному, а то и по два романа в год.

Гамсун редко писал о том, чего сам не пережил. Но-если какая из его книг и является от начала до конца автобиографической, то это именно "Голод". В ней воспроизводятся события каждого дня героя, молодого человека из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Уверенный в собственной гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от своих амбиций. Герой Гамсуна страдает не только из-за голода, но и от отсутствия общения, сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. В жанре психологической прозы "Голод" стал классикой мировой литературы.

В дальнейшем творчестве Гамсуна появилась еще одна тема — тема любви, о которой он писал искренне и немного печально. Любовь, описанная Гамсуном, естественна как сама природа, а богатство чувств героев превосходит всякое воображение. Любовь — главное "действующее лицо" таких шедевров как "Пан", "Виктория", "Мистерии", "Сумасброд". Да и в последующих романах и рассказах она окрашивает многие поступки и движения души героев.

Во всех произведениях писателя, в том числе и его путевых очерках, явственно ощущается оригинальная и самобытная личность. Человек для Гамсуна всегда был странником, проходящим по чужим дорогам. Единственное, за что он должен благодарить судьбу, так это за сам факт своего существования. Ибо жизнь сама по себе милость и щедрая награда за все наши печали и невзгоды. Об этом повествуют многие романы писателя, в частности "Дети века" и "Город Сегелфосс".

В то же время в этих романах отразилось новое отношение писателя к устоявшимся ценностям. В его произведениях все чаще стали звучать аполитичные настроения, сопровождавшиеся протестом против "духа торгашества". События Первой мировой войны усугубили отчуждение писателя от общества. Этими настроениями проникнут роман "Соки земли", который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. Именно "за такое монументальное произведение, как "Соки земли", Гамсун в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Год спустя после выхода "Соков земли" Гамсун приобрел имение Нерхольд в Южной Норвегии, где, в основном, занимался сельским хозяйством. За четыре года он опубликовал два романа: "Женщины у колодца" — повествование о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, по мнению автора, ценностями современного мира; и "Последняя глава" — мрачный рассказ о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Гамсун некоторое время даже лечился методом психоанализа. И все же в эти годы он напишет трилогию из книг "Бродяги", "Август" и "А жизнь идет", в которых снова возвратится к теме социальной отверженности. А последний роман писателя "Кольцо смыкается" был издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам Гамсуна, "Властелином в своем роде".

Личная жизнь писателя всегда была насыщенной. В 1898 г. он женился на Берглют Бех, от брака с которой у него родилась дочь. Через восемь лет супруги развелись, а в 1908 г. Гамсун женился на актрисе Марии Андерсен, которая была моложе его на 22 года. У них родилось две дочери и двое сыновей. С Марией писатель прожил до самой своей кончины, последовавшей 19 февраля 1952 г.
Популярность Гамсуна при жизни была огромной. Он получал множество писем со всего мира, к нему стремились попасть десятки журналистов разных стран. Но писатель был практически недоступен для прессы, не раз отказывая журналистам предоставить хотя бы некоторые сведения о себе.

Так, одному из литературоведов на просьбу написать краткую автобиографию для каталога изданий Гамсун ответил: "Прошу Вас, напишите биографию сами. Начните ее 4-м августа 1860 г., когда я родился, и продолжайте ее многими прекрасными словами далее до настоящего года. Ибо что я должен, собственно, сказать? Я думаю, что люди смертельно устали от всяких биографий авторов всего мира. А нас так много!"

Гамсун был прав в одном — писателей действительно много. Однако сам он стал единственным и неповторимым. Время унесло все наносное и случайное в жизни и творчестве Кнута Гамсуна, но остались написанные им прекрасные страницы о красоте любви, тоске одиночества и неисповедимых путях судьбы.