![]() |
Нобелевская премия мира
1908 |
Клас
Арнольдсон
(1844-1916)
За участие в разрешении норвежского конфликта |
Биография |
Клас Понтус Арнольдсон (Klas Pontus Arnoldson) родился в 27 октября 1844 года в Гетеборге в семье музыканта Улофа Арнольдсона и Инги Хагбом фон Сет. Отец умер, когда юноше было всего шестнадцать. Класу пришлось оставить школу. Он поступил на железную дорогу и за 21 год дослужился до начальника станции.
Все это время он усиленно занимался самообразованием, изучая философию, историю и религию. Вдохновленный либеральной теологией 19 века, особенно гуманистическими принципами унитаризма, Арнольдсон восстал против религиозного догматизма. Утвердившись в мысли, что сознание личности и свобода взглядов могут улучшить человеческую жизнь, Арнольдсон в 70-х годах 19 века начал пропагандировать ее в газетных статьях.
Вера в могущество человеческого разума просматривается и в подходе Арнольдсона к международной политике. Потрясенный кровопролитием 1864 г., когда прусско-австрийские войска захватили датские герцогства Шлезвиг и Гольштейн, и франко-прусской войной 1870-1871 гг., Арнольдсон пришел к выводу, что усилия Бисмарка по объединению Германии не оправдывают разрушений, которые они несут. Тревога Арнольдсона в связи с растущим милитаризмом ведущих европейских держав заставляет его в 1881 г. оставить работу и посвятить все свое время журналистике и борьбе за мир. Несмотря на отсутствие диплома, он быстро добивается успеха в качестве писателя. Статьи Арнольдсона в шведских газетах и журналах неизменно привлекали широкий интерес.
К 1882 г. известность Арнольдсона как публициста и оратора достигла такой степени, что он занимает место в нижней палате шведского парламента. Все свои силы Арнольдсон посвятил борьбе за права личности и демократии, стремясь законодательным путем обеспечить религиозную терпимость, умерить милитаризм. Избранный в парламент, он стал убеждать своих коллег принять резолюцию о нейтралитете Швеции (добиться ее удалось лишь в 1914 г.). Ему было ясно, что малые нации не могут соперничать в военной мощи с такими державами, как Германия и Великобритания. Арнольдсон призывал скандинавские страны объединиться на основе нейтралитета, но успеха не добился. Он был среди основателей Шведского союза мира и арбитража, созданного в 1883 г.
Исполняя парламентские обязанности, Арнольдсон не порвал с публицистикой. В 1883–85 гг. он редактировал «Тиден» ("Tiden"), издание, освещающее проблемы мира и прогрессивные идеи. Также был редактором «Фредсвеннен» ("Fredsvannen") в 1885-88 гг. и «Нордсвенскадагбладет» ("Nordsvenska Dagbiadet") в 1892-1894 гг. Им написано несколько книг о мире и религии.
Убедившись, что принесет больше пользы публицистикой, Арнольдсон снял свою кандидатуру на выборах в парламент 1887 г. Способность выражать абстрактные понятия простым, доступным языком сделала его одним из самых популярных ораторов на заре европейского движения за мир. В 1889-90 гг. Арнольдсон совершил поездку по Швеции и Норвегии, читая лекции о международном арбитраже как средстве предупреждения вооруженного конфликта. Его речи вызвали отклик в норвежском парламенте, который в 1890 г. стал первой национальной ассамблеей, высказавшейся за арбитраж.
С 1815 г. Норвегия была объединена со Швецией в едином государстве, но в 1895 г. стремление Норвегии к самоуправлению стало угрожать союзу. Вначале Швеция отклонила претензии Норвегии. Арнольдсон, изучивший вопрос в ходе своей поездки, счел его подходящим для испытания возможностей арбитража. Хотя до арбитража дело не дошло, он немало сделал для того, чтобы убедить шведских политиков не препятствовать отделению Норвегии. В 1905 г. норвежский парламент проголосовал за независимость.
Арнольдсон и датский пацифист Фредрик Байер были удостоены Нобелевской премии 1908 года "за участие в разрешении норвежского конфликта". Награда привела в ярость тех шведов, которые считали Арнольдсона предателем за его участие в разрешении норвежского конфликта. Однако кандидатура Арнольдсона была единодушно поддержана Шведской группой Межпарламентского союза и 34 членами шведского парламента.
В своей Нобелевской лекции «Всемирный референдум» Арнольдсон говорил: «В наши дни есть надежда, что предмет международных разногласий не приведет к войне, если будет представлен на суд экспертов». Он коснулся резолюции Гаагской мирной конференции 1907 г., вновь призвавшей правительства «изучить» возможность сокращения военных расходов (впервые этот призыв прозвучал на Гаагской конференции 1899 г.). «Если человечество сознает ныне бремя войны, – заявил Арнольдсон, – то потребуется нечто более решительное, чем «изучение», для того, чтобы сбросить это бремя и, может быть, навсегда покончить с ним. Если это считается невозможным, то не из-за технических трудностей, а из-за недостатка решимости».
Арнольдсон выдвинул идею международного референдума, когда взрослым гражданам всех стран был бы задан вопрос, согласятся ли они подписать следующую декларацию: «В случае, если все нации уничтожат свои вооруженные силы и ограничатся общемировой полицией, то я, нижеподписавшийся, желаю, чтобы мой народ сделал то же самое». По его мнению, такой референдум вдохновил бы правительства ко всеобщему разоружению и мирному решению всех споров. Пацифизм, говорил Арнольдсон, необходимое условие перехода от варварства к цивилизации.
Несмотря на стесненность в средствах, Арнольдсон передал полученные им деньги различным пацифистским организациям, в которых он принимал участие. Даже с началом первой мировой войны он продолжал отстаивать свой план референдума и дело мира.
Арнольдсон вступил в брак в 1869 г. с Авой Бернгардиной Вальгрен, с которой развелся в 1903 г., женившись на Эдит-Виктории Бломскельд. Он скончался в Стокгольме 20 февраля 1916 года от сердечного приступа.